Центробанк предлагает регулировать рассрочку при покупке товаров и услуг

Размер шрифта:

Банк России внес предложения с целью снизить риски, которые возникают у потребителей при покупке товаров или услуг в рассрочку без оформления кредитного договора.

В документе отмечается, что, несмотря на то что гражданин покупает в долг, он не защищен в той же степени, как и заемщик банка или микрофинансовой организации. У потребителя отсутствуют сведения обо всех условиях договора, стоимости услуг по предоставлению рассрочки и о размере переплаты.

Также он может не знать о высоких штрафах за просрочку и не вправе реструктуризировать долг.

Чтобы решить эти проблемы — ЦБ предлагает сблизить законодательство о потребкредитовании и законодательство, которое регулирует услуги рассрочки.

А именно:

  • ввести требования к информированию клиентов и содержанию договора;
  • ограничить размер неустойки за просрочку;
  • дать потребителю возможность запретить уступку прав требования.

Чтобы покупатель точно понимал, что рассрочка не является бесплатной, банк предлагает ввести запрет на разные цены на товар в зависимости от наличия рассрочки и обязать раскрывать ее стоимость. Кроме того, по мнению ЦБ, стоимость рассрочки следует ограничить.

Также потребитель обязан обладать правом в течение установленного «периода охлаждения» отказаться от рассрочки наряду с возвратом товара и иметь возможность в любой момент досрочно выплатить рассрочку.

Еще Центробанк считает, что важно направлять данные о рассрочке в бюро кредитных историй. В настоящее время такая возможность отсутствует, и это мешает банкам точно оценивать долговую нагрузку и кредитоспособность потенциальных клиентов.

Вышеперечисленные предложения ЦБ обсудил с участниками рабочей группы — представителями банковских организаций и компаний, предоставляющих услуги рассрочки. После того как предложения будут согласованы со всеми заинтересованными лицами — внесут поправки в законодательство.

Еще по теме:

Климашевская Алена Журналист