280

Госдума рассмотрит закон о деофшоризации

Размер шрифта:
Представленный народным избранникам документ учитывает пожелания Минфина, депутатов и президента.

Законопроект о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций, более известный, как антиофшорный закон, зарегистрирован в Госдуме. Несмотря на то, что документ ранее представляло правительство, в ГД он попал от имени депутатов всех действующих фракций. Первое чтение проекта запланировано на 11 ноября. По сравнению с правительственным вариантом законопроект претерпел некоторые изменения. По словам справедливоросса Владимира Парахина, теперь он учитывает позицию Минфина, депутатов и даже президента страны. Самое первое расхождение в вариантах касается того, кто признается контролируемой иностранной компанией и будет облагаться налогом на прибыль по новым правилам. Если Минфин предлагал в целях налогообложения признавать организации, которые соответствуют одновременно 3 требованиям (сама компания не является резидентом РФ, ее акции не прошли процедуру листинга и/или не были допущены к обращению на биржах, а ее контролирующие лица - резиденты РФ), то депутаты считают достаточным соответствие только первым двум условиям. Кроме того, народные избранники уточняют понятие «контролирующие лица». К ним отнесли физических/юридических лиц, доля участия которых в КИК более 25%, а также физических/юридических лиц, доля участия которых в КИК более 10%, если половиной акций в компании владеют резиденты РФ. Более того, депутаты настаивают, чтобы доля физлица учитывалась совместно - с участием супругов и несовершеннолетних детей. Еще одно отличие в законопроектах - перечень компаний, прибыль которых не будет облагаться налогом по новым правилам. Депутаты предлагают не считать КИК компании, которые:

  1. являются некоммерческими организациями, не распределяющими полученную прибыль между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
  2. образованы в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза;
  3. работают в государстве, с которым имеется международной договор по вопросам налогообложения, за исключением стран, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. При этом эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для таких иностранных организаций, определяемая по итогам периода, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, а доля доходов этих организаций за финансовый год в общей сумме всех доходов составляет не более 20%;
  4. являются банками или страховыми организациями;
  5. являются эмитентами обращающихся облигаций, или организациями, уполномоченными на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, или организациями, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация. При этом доля указанных доходов за отчетный период составляет не менее 90% в сумме всех доходов таких организаций за указанный период;
  6. участвуют в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами), аналогичными соглашениям о разделе продукции, на условиях риска, либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями). Доля доходов за отчетный период у таких организаций составляет не менее 90% в сумме всех доходов за указанный период;
  7. являются операторами новых морских месторождений углеводородного сырья или непосредственными акционерами (участниками) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

При этом, чтобы не было разночтений, депутаты сразу предлагают специальные формулы расчета эффективной ставки налогообложения доходов иностранной организации и средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, исходя из действующих статей НК. К различиям в документах можно отнести и сроки, предусмотренные для уведомления налоговых органов о наличии доли в КИК или прав контролирующих лиц. Правительство предлагало обязать граждан и юрлиц рассказывать налоговикам о подобных отношениях в течение 20 дней со дня их возникновения, а депутаты разрешили отчитываться в течение месяца. Столько же времени дается на передачу информации о прекращении отношений. При этом установлено, что само уведомление должно подаваться организациями в электронном виде, а физическим лицам позволено заполнять заявление на бумаге. Если налоговые органы выяснят, что представленная информация недостоверная, или налогоплательщик вовсе не сообщил требуемые данные, ему сначала предоставят 20 дней на соответствующее информирование, а позже могут призвать к ответственности. Однако наказать налоговики смогут только по решению суда – деталь, которую также не учли в правительстве.

Материал по теме

Антиофшорный закон понравился президенту

Еще один момент, по которому депутаты и Минфин разошлись во мнениях, - минимальная прибыль КИК, о которой предстоит отчитываться и платить налоги. Правительственный законопроект предусматривал лимит в 3 миллиона рублей (эквивалент в валюте), а депутаты посчитали этот предел слишком маленьким и увеличили его до 10 миллионов рублей. При этом подчеркивается, что это должны быть доходы от активной деятельности, а в указанную сумму не могут включаться суммы, выплаченные в пользу контролирующих лиц, пайщиков либо иных выгодоприобретателей. В случае перераспределения прибыли КИК на увеличение ее уставного капитала эта прибыль в качестве налоговой базы также не будет учитываться. Впрочем, у чиновников и народных избранников есть и общие взгляды. Например, в обоих законопроектах предлагается установить ставку налога на прибыль КИК в размере 20%, а штрафы за нарушение правил уведомления и неверную отчетность ограничиваются 100 тысячами рублей. По мнению депутатов, в 2015 и 2016 году следует ввести переходный период для введения некоторых положений, связанных с налогообложением КИК и физических/юридических лиц, признанными контролирующими. В частности, в следующем году минимальная прибыль КИК, с которой придется платить налог в РФ, должна быть более 50 миллионов рублей, а в 2016 году она снижается до 30 миллионов рублей. При этом контролирующими лицами будут признаваться налогоплательщики - резиденты РФ, доля которых в ближайшие два года превысит 50%. Напомним, вариант, разработанный Минфином, понравился президенту. И хотя у представителей бизнеса было и остается множество вопросов и предложений, внести их удастся уже только накануне второго чтения, когда будут приниматься замечания и пожелания к документу.

Биржевой Николай