Работа с претензиями и жалобами клиентов — бизнес-процесс, имеющий несколько этапов:
- прием обращения;
- анализ и первичный ответ;
- урегулирование;
- исправление недоработок.
Навигация
Правила работы
Чем больше компания, тем важнее для нее лояльность клиентов. Своевременное урегулирование конфликтов — способ сохранения средств, вложенных в бренд и рекламу продукции, работ и услуг. Универсальных рецептов нет. Краткая схема работы с претензией выглядит следующим образом.
Этап | Содержание | |
---|---|---|
1 | Примите жалобу |
Определите тип:
|
2. | Проанализируйте ее |
Определите важность и срочность рассмотрения:
|
3 | Дайте клиенту первичный ответ | Жалоба не должна остаться без внимания. Консультант должен знать, как вести диалог и что нужно сообщить клиенту при регистрации претензии для локализации конфликта:
|
4 | Проанализируйте ситуацию |
Если требование невозможно урегулировать сразу:
|
5 | Подготовьте ответ |
Сформулируйте способ разрешения конфликта и подготовьте специальные предложения. |
6 | Внесите коррективы | На основе претензионного опыта внесите изменения в качество изготовления товаров и предоставления услуг (выполнения работ). |
Полезные правила:
- Занимайтесь профилактикой недовольства потребителей.
- Не бойтесь жалоб, честная работа с претензиями и рекламациями помогает видеть «узкие» места и избегать новых потерь в будущем.
- Лучший способ решения проблем — личное общение.
Принципы ведения работы:
- все недовольства урегулируют на месте разумными, но минимальными затратами;
- жалоба остается внутри организации, потребитель (покупатель) не уходит с ней в органы контроля, СМИ и социальные сети.
Чего точно не стоит делать:
- не допускайте невнимательного и хамского обращения с клиентами;
- не идите у них на поводу, если они неправы или хотят слишком большой компенсации.
Как документировать
Крупные организации создают:
- отдел по работе с претензиями и/или отдел качества;
- четкий механизм работы с жалобами;
- систему автоматизации обратной связи с потребителями.
Механизм работы с жалобами — это система сбора, разрешения и предоставления ответа на вопросы и заявления. Такая система позволяет использовать отзывы для улучшения работы. Требования поступают по нескольким каналам:
- передаются непосредственно сотруднику;
- отправляются почтовой или курьерской службой;
- пересылаются посредством электронной связи;
- через интернет;
- по телефону.
Поступившая жалоба обрабатывается установленным в организации способом. Регистрация и регламент работы с претензиями фиксируется в локальном нормативном акте — порядке или положении. Обязательно ведется журнал регистрации рекламаций и жалоб со следующими основными реквизитами:
- дата регистрации;
- входящий номер;
- Ф. И. О. (иной идентификатор) подавшего претензию;
- содержание обращения;
- сведения об исполнении, форма отправки ответа (дата, исходящий номер, если ответ предоставляется в письменном виде).
Для подготовки внутреннего положения (порядка) организации потребуется:
- выполнить анализ рекламаций и претензий к качеству товаров, работе службы сервиса и т. д.;
- проанализировать и создать собственную классификацию тем и типов жалоб;
- написать шаблоны ответов согласно классификации;
- разработать внутренний алгоритм работы по расследованию причин каждого типа;
- определить и установить сроки ответов (согласно законодательству и/или внутренним нормативам);
- назначить должностное лицо, подписывающее исходящие ответы.
Для каждой организации регламент — документ уникальный, адаптированный к конкретным условиям. Вот для примера образец регламента по работе с претензиями клиентов, подготовленный на основе обобщенных данных.
1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок работы с обращениями физических лиц в Обществе с ограниченной ответственностью «Фирма» (ООО «Фирма») (далее — Порядок) разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 в целях:
1.2. Настоящий Порядок подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет и доводится в наглядной и доступной форме до сведения потребителей в иных местах предоставления услуги путем включения отдельных положений настоящего Порядка в документы, предоставляемые для ознакомления при оказании услуг. 1.3. По требованию клиента Фирма обеспечивает возможность получения копии настоящего Порядка, заверенной Фирмой. 1.4. Рассмотрение обращений и координация работы осуществляются Управлением поддержки пользователей (далее — УПП) и Службой поддержки пользователей и внешних коммуникаций (далее — СПП), при необходимости к рассмотрению обращения привлекаются иные подразделения Фирмы. 2. Порядок обращения 2.1. Обращения передаются непосредственно сотруднику Фирмы, отправляются почтовой или курьерской службой, направляются с использованием электронной связи через сеть Интернет, по телефону в СПП. 2.2. Обращения бывают:
2.3. Сотрудники СПП обрабатывают заявления, если они не носят общего характера, передают информацию о получении руководителю УПП. 2.4. Руководитель УПП не позднее первого рабочего дня рассматривает переданные данные, определяет, что урегулировать СПП как претензию общего характера, как содержащую информацию о нарушении законодательства либо как жалобу на качество обслуживания (далее — Претензия). 2.5. Претензии должны содержать указание на существо требований, фамилию, имя заявителя, адрес для ответа или иной способ сообщения (в случае отсутствия контактной информации у Фирмы) и иную информацию, предусмотренную договором и необходимую для урегулирования Претензии. 3. Регистрация и порядок рассмотрения 3.1. При поступлении жалобы в устной форме по телефону сотрудник СПП идентифицирует потребителя (по параметрам, необходимым для решения проблемы), выясняет причины возникновения недовольства. 3.1.1. СПП во время разговора предоставляет информацию по решению конфликта. 3.1.2. Если просьба не удовлетворена во время разговора и требует совместной работы с сотрудниками других подразделений, сотрудник СПП сообщает заявителю срок рассмотрения и выясняет предпочтительный способ связи с ним для сообщения результата рассмотрения (по телефону или электронной почте). 3.1.3. При получении результата согласно п. 3.1.2 Порядка сотрудник СПП сообщает о результате рассмотрения претензии способом, выбранным заявителем. 3.1.4. Если обращение носит претензионный характер, то сотрудник СПП уведомляет клиента о необходимости обратиться в письменной форме. 3.1.5. Срок рассмотрения в соответствии с настоящим пунктом Порядка не превышает 1 рабочего дня. 3.2. При поступлении заявления на электронную почту Фирмы или через форму обратной связи на сайте сотрудник СПП проверяет полноту предоставленной информации, при необходимости в ответном письме направляет уточнение. 3.2.1. Если обращение носит консультационный характер, то сотрудник СПП предоставляет клиенту решение по его обращению в ответном письме. 3.2.2. Если просьба в обращении клиента не решена в течение 1 часа и требует совместной работы с сотрудниками других подразделений, сотрудник СПП сообщает клиенту срок рассмотрения обращения. 3.2.3. Сотрудник СПП выясняет факты, необходимые для подготовки ответа на обращение, у сотрудников других подразделений, которые обязаны отвечать на запросы СПП в срок не более 1 рабочего дня. 3.2.4. В случае успешного урегулирования ситуации сотрудник СПП готовит ответ на обращение и направляет его клиенту по указанному им адресу электронной почты. 3.2.5. Срок рассмотрения обращения в соответствии с настоящим пунктом Порядка не превышает 3 рабочих дней. 3.3. При поступлении обращения претензионного характера обращение передается в УПП для регистрации. 3.3.1. В случае обоснованности претензии клиента руководитель УПП принимает решение об устранении нарушения и удовлетворении требований клиента. Если принятие такого решения не входит в компетенцию УПП, решение принимается председателем правления. 3.3.2. УПП с участием иных подразделений всесторонне и полно исследует обстоятельства, изложенные в претензии, и информацию, предоставленную подразделениями, по результатам рассмотрения формирует окончательный ответ. В окончательном ответе должно содержаться мотивированное, ясно изложенное решение об удовлетворении, частичном удовлетворении или отклонении претензии со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты Российской Федерации и внутренние документы, если это необходимо. 3.3.3. В случае неполучения затребованных документов в указанный срок претензия рассматривается на основании имеющихся документов. 3.3.4. Если к претензии клиента не приложены документы, необходимые для ее всестороннего и полного рассмотрения, и они отсутствуют в Фирме, такие документы запрашиваются у клиента с указанием срока предоставления. 3.3.5. Срок рассмотрения претензии, предусмотренной настоящим пунктом Порядка, не превышает 30 календарных дней с момента ее получения и регистрации или 60 календарных дней в случае поступления претензии в отношении трансграничных переводов. 3.3.6. В случае необходимости привлечения других подразделений для ответа на претензию УПП обращается с запросом к подразделениям Фирмы, ответственным за решение проблемы, указанной в претензии, и с обязательным согласованием ответа с юридическим отделом, службой экономической безопасности и службой внутреннего контроля. 3.3.7. УПП регистрирует претензию в Журнале регистрации претензий. Направляет информацию председателю правления, в службу внутреннего контроля, юридический отдел, службу экономической безопасности, службу информационной безопасности. В случае достаточности компетенции для ответа на претензию готовит ответ. 3.4. Все поступающие обращения претензионного характера и жалобы подлежат обязательной регистрации в Журнале регистрации претензий, который ведется руководителем УПП в электронном виде. 3.5. Журнал регистрации претензий включает следующие реквизиты:
Если окончательный ответ не дан в рамках общего срока рассмотрения обращения, руководитель УПП согласовывает новый срок с председателем правления и сообщает клиенту причину и срок, в который поступит ответ. 3.6. При невозможности урегулировать спорную ситуацию в претензионном порядке клиент вправе обратиться в судебные органы. 3.7. Полученные претензии и ответы на них хранятся не менее 5 лет. 4. Права сотрудников УПП, СПП 4.1. В целях эффективного рассмотрения обращений сотрудники УПП, СПП вправе:
4.2. Все сотрудники обязаны отвечать на запросы УПП, СПП в течение 1 рабочего дня с момента получения запроса. 5. Основания отклонения обращений претензионного характера и жалоб 5.1. Обращение претензионного характера или жалоба не принимается к рассмотрению в следующих случаях:
|
Как и в какие сроки реагировать на претензии
В зависимости от организационной структуры ответ на обращение готовят разные сотрудники:
- секретари по поручению ответственных лиц;
- юристы;
- руководители подразделений, в зоне ответственности которых находится объект жалобы.
Получив и зарегистрировав обращение, определите срок ответа, который зависит от:
- характера претензии — требование о расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК);
- договора, положения которого нарушены, по мнению стороны обращения;
- законодательства.
Законодательство устанавливает сроки ответа на некоторые досудебные жалобы. Например, НПА устанавливают особый порядок работы с рекламациями и претензиями о возврате денежных средств: ответ следует дать в течение 10 дней (ФЗ-2300-1 от 07.02.1992). Тот же срок действует в случае невыплаты по полису ОСАГО (ч. 2, п. 1 ст. 16 ФЗ-40 от 25.04.2002).
Как соглашаться и возражать
Четких правил, определяющих, как работать с претензиями клиентов, не существует. У получателя жалоб клиентов нет обязанности соглашаться со всеми требованиями. Варианты:
- направить отказ;
- принять доводы и признать суть требований;
- согласиться частично.
Выбранный вариант определит структуру и содержание дальнейшего взаимодействия сторон.