Что такое оферта: основные понятия и ключевые аспекты

Размер шрифта:

Получить, отправить, акцептовать оферту — эти фразы многим стали давно привычны. И даже человек, абсолютно далекий от ведения бизнеса и совершения каких-либо сделок, кроме покупки батона в ближайшем ларьке, время от времени обращает внимание на странную фразу на рекламных баннерах: «Не является публичной офертой». Так что же это такое, откуда взялось и как работает?

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Оферта — это предложение заключить договор на определённых условиях.
  2. Она может быть публичной и непубличной.
  3. Публичная экономит время, но не заменяет индивидуальный договор при больших сделках.
  4. Оферта становится договором, когда её условия принимаются другой стороной, называемой акцептантом.
  5. Ее условия можно изменить до её акцепта, но после принятия изменений не будет.

Что такое оферта

Определение оферты дано в статье 435 Гражданского кодекса РФ. Некоторые полагают, что это слово является англицизмом и произошло от английского offer — предложение, предлагать. Но на самом деле понятие оферты появилось еще в римском праве и возникло от латинского слова offero — предлагаю.

ВАЖНО!
Говоря простыми словами, оферта и является предложением. Предложением заключить сделку на определенных условиях. Если в предложении отсутствуют существенные условия будущей сделки — офертой или, как некоторые говорят, офером оно не считается.
Например, фермер Пронькин в процессе совместного чаепития предлагает дачнику Пэпэтэшину купить корову. Такое предложение офером не является: нет в нем ни конкретных характеристик объекта продажи, ни цены, а только информация о том, что у Пронькина имеется какая-то корова, которую он готов продать Пэпэтэшину.

Виды оферты

Оферта бывает двух видов:

  • публичная — когда предложение заключить договор адресовано неопределенному кругу лиц;
  • непубличная — когда предложение адресовано конкретному человеку или компании.

Например, вывешенное меню на дверях кофейни является публичной офертой. Любой желающий сможет войти и заказать кофе с круассаном по указанной в нем цене.

А если Мария Ивановна, работающая в этой кофейне пекарем, предложила симпатичному соседу Петру Петровичу каждое воскресенье печь для него его любимый яблочный пирог, оценив свою работу в символические двести рублей, — это уже непубличный офер. И все остальные соседи не вправе рассчитывать на пироги от Марии Ивановны.

Зачем нужна оферта, ее плюсы и минусы

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 использование оферты является обязательным для интернет-магазинов. Остальные предприниматели могут сами решать, каким образом реализовывать свои товары и услуги. Но так как использование публичной оферты здорово экономит время и упрощает процесс совершения сделки, ее использует большинство продавцов товаров и услуг.

Самый большой плюс — не надо заключать отдельный договор с каждым клиентом. Оферта содержит все существенные условия предлагаемой к заключению сделки, но пока потенциальный клиент или покупатель ее не принял — не влечет никаких правовых последствий. Не надо тратить время и усилия на любителей «просто спросить» и поторговаться, покупатель не должен пытаться диктовать свои условия. Он либо соглашается на озвученное предложение, либо идет искать другого продавца.

Но есть и минусы. Для многих компаний наличие договора и акта приема-передачи требуется для подтверждения расходов. При заключении крупных сделок продавец сам предлагает заключить договор на индивидуальных условиях, чтобы не потерять крупный заказ.

Например, если организации надо приобрести канцтовары, то она, вероятнее всего, воспользуется публичным офером — отправит сотрудника со списком в ближайший магазин либо закажет канцтовары через интернет. Но если необходимо приобретение крупной партии дорогостоящего оборудования, то эта же организация с большой вероятностью подойдет к выбору поставщика более ответственно: проведет переговоры, согласует условия и только после этого подпишет индивидуальный договор.

Как работает оферта

Оферта является предложением заключить договор на определенных условиях. Если условия устраивают, то вы можете их принять. Если не устраивают — перелистываете страницу или проходите мимо. Оферент — человек либо компания, выступившие с публичным предложением, — предлагает свой товар каждому, кто готов его приобрести на установленных условиях. И обязан заключить договор с любым желающим, который, приняв предложение оферента, становится акцептантом.

Ярким примером публичной оферты служит продажа товаров в интернет-магазине. В карточке товара потенциальный покупатель видит все существенные характеристики понравившейся вещи, ее цену, может посмотреть фотографии, сделанные с разных ракурсов, и даже прочитать отзывы других покупателей. Если всё устраивает, то достаточно поместить товар в виртуальную корзину, выбрать способ получения, оплатить товар — итак, договор купли-продажи состоялся, можете ждать доставку.

Базовые правила составления оферты

Что конкретно указать в офере — зависит от того, какой именно товар или услугу вы хотите предложить потенциальному потребителю. Но сформулированное предложение непременно должно содержать такие существенные условия, как:

  • идентификатор продавца или исполнителя;
  • описание и характеристика товара или услуги;
  • стоимость и способ оплаты;
  • порядок акцепта (принятия клиентом предложения).

В публичной оферте о дистанционной продаже указывают условия доставки, возврата или замены товара. При оказании услуг: с какого момента услуга считается оказанной.

Также в оферте содержится информация, на какой круг потребителей она рассчитана. Только имейте в виду, что по закону нельзя ограничить круг лиц, которым адресовано предложение, по социальному статусу, полу, национальности, отношению к религии и другим критериям, которые расцениваются как дискриминирующие.

Например, если вы осуществляете доставку горячих обедов по Краснодару, то обозначить это просто необходимо. Чтобы не пришлось везти обед голодному гражданину из Магадана, который соблазнился вашим предложением и сделал заказ.

Если же вы занимаетесь продажей элитного алкоголя, то указание, что вы не продаете алкоголь несовершеннолетним, станет не только уместным, но и необходимым, т.к. это требование закона. А вот ограничить обслуживание, например, для лиц старше 45 лет или принадлежащим к нелюбимой вами национальности — нельзя, даже если очень хочется. Потому что это дискриминация, за которую налагается существенный штраф.

Какой-либо утвержденной формы и структуры оферты не существует, поэтому в каждом индивидуальном случае надо руководствоваться требованиями, которые предъявляются к тому виду договора, который вы предлагаете заключить: купли-продажи, подряда, оказания услуг и т.п. Ну и здравым смыслом, естественно.

Например, для дивана или холодильника габариты — это существенные условия, и их следует указать непременно. А вот такие описания, как «шикарный», «современный», «приятного цвета» и т.п., это вещи субъективные, можете их отразить в предложении покупки, а можете оставить для рекламы.
Подробнее: как составить оферту

В каких случаях оферта становится договором

Закон предусматривает несколько способов соблюдения письменной формы договора как двусторонней сделки:

  • составление одного документа, который подписывают обе стороны;
  • обмен документами (письмами, уведомлениями и т.п.);
  • акцепт оферты на заключение договора.

Акцептом в силу ст. 438 ГК РФ признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Причем принятие должно стать полным и безусловным. И только после того, как оферта акцептована, она становится договором. После акцепта обе стороны должны выполнить установленную договоренность, и изменить условия сделки ни одна из сторон уже не может.

ВАЖНО!
Если на предложение оферента контрагент предлагает какие-то, пусть даже малосущественные, изменения условий либо задает уточняющие вопросы, то такие действия нельзя трактовать как акцепт.

И молчание — каким бы красноречивым оно ни было — не станет рассматриваться как акцепт, если только это не было оговорено заранее.

Например, агентство направило кондитерской фабрике предложение разработать дизайн новогодней упаковки с указанием стоимости работы и порядка оплаты. Фабрика согласилась на предложение, но попросила предоставить отсрочку платежа. Это означает, что предложение не акцептовано и сделка не совершена. Теперь уже фабрика выступает в роли оферента, а агентство может как согласиться с предложенным порядком оплаты, так и отклонить его или вовсе проигнорировать.

Потенциальный покупатель становится акцептантом, когда он:

  • оплатил товар;
  • сделал заказ;
  • начал скачивать приложение;
  • положил товар в корзину и подошел к кассе;
  • совершил иные действия, прямо и недвусмысленно указывающие на согласие заключить договор.

Обычно, чтобы избежать разногласий, действия контрагента, которые будут являться акцептом, указываются в самом офере.

Как отменить и изменить оферту

В силу ст. 436 ГК РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта. То есть, если вы направили контрагенту предложение о заключение договора на ваших условиях, а потом обнаружили, что, например, указали неправильную цену, у вас есть три варианта развития событий:

  1. Успеть отозвать свое предложение не позднее, чем адресат его получит.
  2. Надеяться, что контрагент не акцептует ваше предложение в установленный срок.
  3. Исполнить предложенные вами же условия сделки, даже если они для вас не выгодны.

Отменить или изменить какие-то условия публичной оферты, в которой срок для акцепта, как правило, не устанавливается, можно. Но только до того момента, когда она акцептована. Изменения не будут распространяться на тех, кто уже принял предложение оферента, даже если товар еще не получен и/или не оплачен.

Например, магазин сделал переоценку товара, но не все ценники успели поменять. Когда Петр Петрович взял банку икры и положил ее в корзину — он совершил акцепт, т.е. согласился приобрести икру по указанной цене. Если на кассе выяснится, что этот товар подорожал, то магазин все равно обязан продать ему икру по той цене, которая была указана на ценнике.

Или еще пример: сейчас многие заказывают товары на маркетплейсах с оплатой после получения и примерки.

Допустим, Полина Поликарповна заказала себе новую сумочку за 2200 рублей. Через несколько дней, когда собиралась на пункт выдачи, снова зашла на сайт и увидела, что эта же сумочка стоит уже 2600. Но Полина Поликарповна все равно заплатит за сумочку старую цену — ту, на которую она согласилась, сделав заказ.
Туркина Елена Алихановна Практикующий юрист