Что такое БДДС и БДР

Размер шрифта:

Эффективное управление финансовыми и материальными потоками в компании требует должного контроля, и именно здесь на помощь приходит бюджетирование. Есть несколько подходов к бюджетированию, но наиболее распространёнными являются анализ бюджета доходов и расходов (БДР), а также анализ бюджета движения денежных средств (БДДС). Рассмотрим эти понятия и выясним, в чём отличия, а также узнаем, как правильно их составлять и использовать в работе.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. БДДС и БДР помогают планировать деньги фирмы.
  2. БДДС нуждается для учёта всех поступлений и трат.
  3. БДР помогает определить доходы и убытки фирмы.
  4. Вести учет нужно регулярно и проверять, что план совпадает с реальностью.
  5. Важно помнить, что эти документы различаются по способам учёта денег.

Как расшифровываются БДДС и БДР

Бюджетирование движения денежных средств (БДДС) представляет собой процесс планирования движения наличных средств с указанием статей расходов и доходов, а также их последующего сравнения с реальными результатами.

Бюджет доходов и расходов (БДР) — это детализированный план, который помогает организации определить, как достичь необходимого уровня чистой прибыли. В этом бюджете запланированы доходы и расходы на предстоящий год с целью получения желаемой чистой прибыли, которая представляет собой разницу между всеми доходами и затратами.

Структурно БДР напоминает отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ), так как содержит те же статьи доходов и расходов. Но в ОПиУ отображаются фактические показатели, в то время как БДР отражает плановые значения, определяющие желаемые результаты и способы их достижения.

Может пригодиться: как заполнить отчет о финансовых результатах

Кому и зачем нужны БДДС и БДР

Основная задача БДДС заключается в том, чтобы правильно спланировать поступления и расходы, а также провести анализ отклонений от этих планов.

Отчёт БДДС помогает определить наиболее эффективные способы распределения ресурсов. В процессе формирования бюджета учитываются как ожидаемые доходы, так и запланированные расходы.

В БДДС компания фиксирует все запланированные денежные операции на год: поступления от клиентов, возвраты, выплаты по кредитам, зарплаты, налоги, инвестиции, покупки оборудования и многие другие статьи. Основная цель этого бюджета — избежать кассовых разрывов, то есть обеспечить, чтобы расходы не превышали доходы.

Формирование бюджета движения денежных средств основано на документах, которые служат надёжным основанием для его составления. К ним относятся первичные документы, такие, как чеки, квитанции и банковские выписки, а также контракты с партнёрами.

Бюджет движения денежных средств позволяет отслеживать:

  • направление всех денежных потоков;
  • даты и суммы каждого из поступлений и выплат;
  • финансовый оборот с определённым интервалом;
  • остатки на расчётных счетах и в кассах в разных местах хранения средств на любую отчётную дату;
  • выполнение налоговых обязательств и погашение задолженности по кредитам;
  • результаты операций с ценными бумагами и прочие финансовые показатели.

На основании данных БДДС разрабатывается платёжный календарь. Этот документ содержит информацию о том, когда и в каком объёме ожидаются поступления, а еще какие расходы запланированы на конкретные дни. Обычно платёжный календарь составляют на срок от одной недели до одного месяца, что позволяет более эффективно управлять денежными потоками и избегать кассовых разрывов.

Я бы хотела отметить, что составление точного бюджета может быть затруднено, поскольку затраты обычно известны заранее, тогда как доходы не всегда предсказуемы, что усложняет анализ и прогнозирование.

Хотя БДР И БДДС представляют собой разные виды отчётности, между ними существует тесная связь. Когда компания планирует денежные поступления в БДДС, она одновременно определяет и свои доходы в БДР.

Если бизнес ожидает аванс от клиента в мае, то эти средства будут учтены в БДДС. А когда в июне будут выполнены работы для того же клиента, выручка от этих услуг отразится в БДР.

Аналогичным образом при планировании выбытия средств в БДДС необходимо предусматривать соответствующие расходы в БДР. Если в мае компания намерена потратить средства на обучение сотрудников и задекларирует списание 1 млн рублей в БДДС, то в БДР этот расход появится в июне после завершения курсов. Хотя эти операции могут не совпадать по срокам, они всё равно окажутся учтёнными в обоих отчётах.

Ещё один пример, показывающий связь между БДДС и БДР: представим, что компании угрожает кассовый разрыв. В такой ситуации, если она не может увеличить доходы, необходимо найти способ покрытия расходов. У компании есть два выхода:

  • сократить траты, такие, как офисные расходы. В таком случае необходимо уменьшить сумму расходов на офис одновременно в БДР и БДДС;
  • оформить кредит. В этом случае процентные платежи, которые компания станет выплачивать банку, следует учесть в БДР как дополнительные расходы.
Отмечу: чтобы бюджетирование было эффективным, необходимо следовать нескольким правилам. Каждый месяц стоит сравнивать запланированные показатели с фактическими результатами, фиксировать их в таблицах и анализировать, насколько успешными были эти усилия. В случаях, когда результаты оказываются ниже ожидаемых, важно выяснить причины неудач.

Отличия между БДДС и БДР

БДР и БДДС всё же два разных отчётных документа, которые сильно различаются не только по названию, но и по содержанию, целям, а также методам формирования.

БДР ориентирован на метод начисления. Это означает, что доходы и расходы регистрируются в момент исполнения обязательств. Например, если товар продан в феврале, но получили оплату только в марте, то доход будет зачислен в марте, потому что собственно в этом месяце обязательство было выполнено. Аналогично поступим с расходами — их тоже фиксируют в месяце, когда обязательство было исполнено.

Напротив, БДДС основывается на кассовом методе. Здесь доходы регистрируются в момент поступления денежных средств на счёт.

Например, если оплата за товар пришла в феврале, а отгрузка произошла в марте, то доход учтётся в феврале — в момент фактического поступления денег. Расходы определяются по такой же схеме.

Из-за этих различных подходов одинаковые суммы могут быть отражены в отчётах в разные временные периоды:

Ситуация Бюджет доходов и расходов Бюджетирование движения денежных средств
+15 000 руб. Продали товар в феврале, а отгрузили клиенту в марте

0 руб.

в феврале

+15 000 руб.

в феврале

+15 000 руб.

в марте

0 рублей

в марте

—15 000 руб. Оплатили материалы поставщику в ноябре, а получили в декабре

0 руб.

в ноябре

—15 000 руб.

в ноябре

—15 000 руб.

в декабре

0 руб.

в декабре

Основные различия этих отчётов отражены в таблице:

Критерий Бюджет доходов и расходов БДДС
Цель Оценка чистой прибыли Анализ денежных потоков
Метод формирования Метод начисления Кассовый метод
Содержимые данные Плановые и фактические доходы и расходы Операции, выраженные в денежном эквиваленте
Уникальные статьи Амортизация, списание материалов Платежи по инвестициям, кредиты
Источники данных Акты, счета-фактуры Кассовые ордера, банковские выписки
Структура аналитики Более учитывается детализация статей Менее детализированная информация
Учёт НДС Не учитывается Учитывается
Метод составления Фиксация на момент исполнения обязательств Фиксация на момент фактического движения денег

Как формировать БДДС

Составление бюджета денежных средств требует понимания начального состояния финансов компании.

Шаг 1. Определите остаток средств в начале периода

Прежде всего надо установить, с какой суммой вы начинаете планирование. Для этого выполните следующие действия:

  1. Узнайте текущий баланс на вашем счёте на конец предыдущего отчётного периода.
  2. Добавьте все ожидаемые поступления за начальный период. Это могут быть:
    • платежи от клиентов за товары и услуги;
    • инвестиции;
    • доходы от аренды и лицензионных платежей.
  3. Вычтите все запланированные расходы на этот же период. К ним относятся:
    • затраты на закупку товаров или услуг;
    • арендные платежи;
    • проценты по имеющимся кредитам;
    • налоги и иные обязательные платежи.

Результат этих расчётов станет вашей отправной точкой для дальнейшего планирования.

ВАЖНО!
Не забывайте, что все поступления и расходы в БДДС необходимо учитывать с учётом НДС.

Шаг 2. Подсчёт поступлений

Теперь необходимо составить список всех ожидаемых поступлений. Помогает использование таблицы, в которой вы можете разбить поступления по месяцам.

Например:

  • март: 2 млн рублей от продажи оборудования;
  • апрель: 2,5 млн рублей от продаж и аренды.

Вот возможные источники поступлений:

  • выручка от продаж товаров или услуг;
  • инвестиционные поступления;
  • движение средств от аренды недвижимости или оборудования;
  • лицензионные доходы и продажа прав;
  • гранты или субсидии от государственных и частных структур;
  • доходы от комиссий и роялти.

Шаг 3. Подсчёт расходов

Аналогично расчёту поступлений составьте список ожидаемых расходов по месяцам. К расходам могут относиться:

  • закупки товаров, сырья и услуг от подрядчиков;
  • выплаты заработной платы, премий и отпускных;
  • арендные платежи;
  • проценты по кредитам и займам;
  • налоги, взносы и сборы;
  • расходы на рекламу;
  • амортизация;
  • другие расходы.

Шаг 4. Определите чистый денежный поток

Для получения чистого денежного потока вам надо сложить остаток на начало периода и планируемые поступления, затем вычесть из этого сумму расчётных расходов.

Подробнее: как рассчитать чистый денежный поток

Если в итоге вы получите отрицательное значение, то это сигнализирует о возможном кассовом разрыве. В этом случае потребуется задуматься о том, как обеспечить достаточный объём денежных средств в течение этого периода или как оптимизировать расходы.

Подробнее: как провести анализ движения денежных средств организации

Как формировать БДР

Как уже упоминалось ранее, бюджет доходов и расходов представляет собой важный инструмент, который помогает управлению компании планировать будущее и правильно распределять имеющиеся ресурсы.

Теперь давайте рассмотрим пошаговый процесс составления БДР.

Шаг 1. Анализируем расходы

В расходную часть бюджета входят:

  • производственные затраты;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие издержки;
  • заработная плата;
  • налоги;
  • иные расходы.

Детальный учёт затрат имеет ключевое значение и зависит от целей управленческого учёта. Чем более подробно расписаны статьи расходов, тем яснее окажется общая картина финансового состояния компании.

Шаг 2. Определяем доходы

К доходам относятся:

  • выручка от реализации товаров или услуг;
  • доходы от аренды;
  • проценты по займам, компенсации и другие внереализационные поступления.

Источники доходов могут варьироваться в зависимости от характера деятельности предприятия. Как и в случае с расходами, важно детально перечислить все возможные источники доходов.

Шаг 3. Планируем прибыль

При составлении планов по прибыли стоит учитывать следующее:

  • компания должна стремиться к увеличению оборотного капитала;
  • инвестиции в производство должны возвращаться в кратчайшие сроки;
  • цель максимизации прибыли при минимальных затратах не должна отражаться на качестве продукции.

Помимо этого, планирование прибыли должно принимать во внимание такие аспекты, как:

  • выплаты заработной платы и премий;
  • модернизацию и расширение бизнеса;
  • погашение кредитов;
  • выплаты акционерам и инвесторам;
  • увеличение рентабельности;
  • повышение конкурентоспособности.

Эти задачи успешно решаются, если тщательно проработать как доходную, так и расходную часть бюджета.

Шаг 4. Составляем отчёт

Для завершения процесса формирования БДР необходимо собрать и проанализировать все вышеперечисленные данные. Ключевым моментом является привлечение опытных и квалифицированных сотрудников к подготовке отчёта. Если в вашей команде нет необходимых специалистов, то стоит рассмотреть возможность передачи этой задачи на аутсорсинг.

Часто задаваемые вопросы по теме

Филатова Инна финансовый консультант