Тендерный отдел — структурное подразделение, которое отвечает за участие в закупках. В статье раскроем пошаговый алгоритм его создания.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Прежде чем создавать тендерный отдел, надо решить, нужен ли он компании.
- Иногда руководство может поручить работу в тендерах имеющимся сотрудникам, но это не всегда удачно.
- Лучше всего создать отдельный отдел, если компания планирует участвовать во многих тендерах.
- Тендерный отдел может включать руководителя, аналитика, юриста и тендерного специалиста.
- Обязанности включают подготовку документов, аккредитацию, подачу заявок и отслеживание изменений в законодательстве.
Принимаем решение
На первый взгляд принятие решения о создании отдела выглядит предельно однозначным, ведь одним из самых эффективных приемов управления в организации является делегирование. В сфере тендерных продаж используют несколько способов воплощения приема от самых неэффективных до крайне неожиданных. Рассмотрим по порядку.
Отложить создание отдела
Не всегда существует необходимость в организации тендерного подразделения на постоянной основе. Связано это с количеством заказов, в которых компания собирается участвовать. Если у организации в планах сделать государственные контракты одним из постоянных источников дохода, то решение об организации нового структурного подразделения довольно оправданно. А если же компания планирует участвовать в 1-2 тендере в месяц, нерезонно открывать новое направление. С таким объемом может справиться сторонняя организация, основной функцией которой как раз и является тендерный консалтинг. После поверхностной аналитики руководитель вправе принять решение о приостановлении создания структурного подразделения.
Возложить дополнительные обязанности
Это одна из первых мыслей, которая приходит в голову руководителям после принятия решения об участии в госзакупках. При таком сценарии отпадает необходимость организации кампании по поиску тендерных специалистов, проведению собеседований и выбора. Проще за дополнительную плату «наградить» уже работающего сотрудника дополнительными обязанностями в области госзакупок. Однако, как правило, такой сценарий обречен. Дело в том, что у сотрудника, во-первых, есть непосредственные обязанности, во-вторых, у него нет компетенции и опыта в новом направлении, в-третьих, отсутствует мотивация. На практике реализация такого сценария приводит к тому, что работа выполняется спустя рукава. Уместна поговорка «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Создать полноценный отдел
Альтернативным решением является создание солидного подразделения. К подобному сценарию управляющие приходят, когда анализируют объемы государственных закупок. После этого набирается целый штат тендерных специалистов. Содержание коллектива: выплата заработной платы, налогов, взносов, приобретение мебели и офисной техники и другие издержки — приводит к тому, что на торгах их обходят компании с меньшими издержками.
Для принятия решения необходимо оценить востребованность у заказчиков вашей продукции, количество заказов, в которых вы потенциально готовы участвовать. После этого необходимо принять решение о создании тендерного подразделения. Причем не всегда отдел подразумевает большой штат сотрудников. На первых порах с объемами справится один или два тендерных специалиста.
Строим отдел
Тендерное подразделение может состоять и из одного человека. Рекомендую при построении работы ориентироваться на функции управлений по А. Файолю:
- планирование;
- организация;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
Планирование тесно связано с целями и аналитикой. У каждого направления в организации должны быть показатели и измеримые результаты. То, что мы не измеряем, мы не контролируем. В зависимости от сезона, расширения производства, социальных, экономических изменений в стране планы тендерного отдела меняются.
В организацию работы входит режим рабочего времени, распределение задач, собственных или подчиненных.
Под координационной функцией стоит понимать взаимодействие с другими отделами в процессе деятельности. Например, тендерному специалисту приходится взаимодействовать с отделом снабжения для расчета цены контракта, с юридическим отделом приходится решать совместные задачи, и с другими
Мотивация — это внутреннее стремление выполнить поставленные планы. Она исходит как извне, например премия по результатам работы, так и внутренние мотивы могут присутствовать. Например, опыт работы в престижной компании, результаты работы, которые записывают в портфолио.
Финальная функция — это контроль — составление отчета, выстраивание воронки продаж, подсчет цикла сделки, финальных результатов. Причем контроль может быть как текущим (по факту закрытия контракта), так и периодическим (месячный, квартальный, годовой).
Как правило, с этими функциями справляется руководитель отдела. Однако, в результате развития одному человеку не справиться с выполнением всех функций. Целесообразно собрать команду специалистов, которые будут выполнять их все. Рекомендуем для эффективной работы отдела пригласить на работу следующих специалистов:
- Руководитель отдела. Его главной функцией является координация и организация работы всего отдела и контроль и составление отчетности.
- Специалист по аналитике. Его главной задачей должно стать планирование.
- Юрист по торгам. Главный исполнитель, который отвечает за составление документов, следить за изменениями в процедуре торгов, заниматься написанием запросов на разъяснения и обращений в ФАС и суд.
- Тендерный специалист. Его зона ответственности связана с организацией всего процесса участия. Получение подписи, настройка рабочего места, аккредитация, направление документов и подписание контракта.
- Курьер. Он может заниматься доставлением заявок в живых процедурах. Например, запросы котировок и конкурсы. Наличие этой штатной единицы позволяет в одно и то же время участвовать и в аукционах, и в запросе котировок.
Распределяем обязанности
После того как мы определились с функциями отдела, нам необходимо определиться с ежедневными задачами. Ниже мы привели примерный перечень самых распространенных обязанностей из должностных инструкций практикующих тендерных специалистов, которые следует прописать в должностной инструкции.
- Составление комплекта документов и получение ЭП.
- Получение доступа к торгам (аккредитация, переаккредитация) на федеральных и(или) коммерческих ЭТП.
- Настройка рабочего места для участия в торгах.
- Поиск и мониторинг государственных заказов в ЕИС, согласно специфике деятельности организации.
- Изучение и анализ документации, технического задания.
- Аналитика конкурентов и мониторинг результатов завершенных тендеров.
- Подготовка и подача заявок.
- Получение необходимых справок и выписок и их нотариальное заверение.
- Отслеживание изменений в законодательстве, регламентирующем процедуры закупок.
- Получение займов и банковских гарантий.
- Взаимодействие с субподрядчиками (в случае если организация является посредником).
- Участие в закупках (личное или дистанционное).
- Написание запросов на разъяснение документации и условий проведения закупок.
- Отслеживание изменений в извещениях о проводимых закупках и результатов таких закупок.
- Подготовка необходимых жалоб и исков для защиты интересов организации.
- Подписание контрактов.