Открытие счета в Казначействе для госконтракта в 2024 году обязательно, если госконтракт финансируется из бюджетных средств. Но есть и другие ситуации, когда понадобится казначейский счет.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Казначейский счет нужен для контроля над бюджетными деньгами.
- Бюджетные организации обязаны открывать такие счета для работы.
- Чтобы открыть счет, нужны определенные документы и формы.
- После проверки документов счет открывается за несколько дней.
- Для гособоронзаказа процесс открытия счета особенный.
Зачем открывать казначейский счет
В письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015 указано, для чего нужен счет в Казначействе — для обеспечения исполнения обязательств по соглашению, заключенному в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе № 44. Если заказчик получает субсидирование из бюджета, то есть является получателем бюджетных средств, то он открывает счет в территориальном органе Федерального Казначейства — ТОФК.
Клиенты территориального отделения ФК — это заказчики и поставщики. Бюджетных (автономных, казенных) заказчиков называют участниками бюджетного процесса. Поставщики фактически не участвуют в бюджетном процессе, но получают из бюджета оплату за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Заказчикам обязательно надо открыть счет в Казначействе, юрлицу, которое исполняет контракт, — не всегда, а только при казначейском сопровождении госконтрактов. Для оформления платежных реквизитов им придется обращаться в ТОФК, готовить заявление и ждать результатов проверки всех сопроводительных документов.
Казначейство контролирует:
- госконтракты на поставку товаров, работ, услуг, финансируемые из федерального бюджета;
- договоры о предоставлении взносов в уставный капитал, имущество юридических лиц, если они являются источниками его финансирования;
- соглашения на выделение субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам;
- НПА, устанавливающие порядок предоставления субсидирования ПБС, за исключением тех документов, в которых предусмотрено заключение соглашения о предоставлении субсидии;
- договорные отношения, установленные в процессе исполнения госконтрактов и соглашений организаций.
Участниками бюджетного процесса являются казенные, бюджетные и автономные учреждения. По правилам, открытие счетов казенного учреждения обязательно так же, как и для бюджетных и автономных учреждений. Счет в Казначействе необходим для получения финансирования из бюджета, проведения операций в рамках исполнения бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности, взаиморасчетов с контрагентами.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали основы бюджетного процесса. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как открыть лицевой счет
Порядок открытия и ведения ЛС в ТОФК регулируется приказом Казначейства № 15н от 01.04.2020. Бюджетники обязаны регистрировать лицевые счета в ТОФК для работы, а поставщики открывают счет в Казначействе для обеспечения исполнения контракта денежным переводом вместо банковской гарантии.
Инструкция по открытию счета:
- Собрать необходимый пакет документов (как бюджетникам, так и другим юридическим лицам). С перечнем требуемой документации ознакомьтесь на официальном сайте ФК.
- Подготовить заявление по форме 0531752 — в одном экземпляре.
- Заполнить и нотариально заверить карточку образцов подписей по форме 0531753 — в одном экземпляре.
- Сделать копию контракта, на основании которого возникла необходимость открывать ЛС.
- Подготовить заверенную копию справки о внесении компании в ЕГРЮЛ.
- Подготовить заверенную копию устава организации. Для бюджетного учреждения понадобится заверенное у нотариуса либо у ГРБС «Положение о БУ» (или устав).
- Запросить справку в ИФНС о том, что организация является налогоплательщиком, и приложить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой.
- Оформить справку в ФСС о том, что учреждение является плательщиком социальных страховых взносов.
- Предоставить документацию в ТОФК. Федеральное Казначейство рассматривает предоставленные бумаги и в течение пяти рабочих дней уведомляет организацию о принятом решении.
Если поданные документы не пройдут проверку специалистов Казначейства, заявитель получит пакет обратно, а вместе с документами — протокол с подробным описанием причины возврата. При отсутствии существенных ошибок Казначейство откроет ЛС на следующий день после окончания проверки. Сообщать в налоговую службу нет необходимости — специалисты Казначейства сделают это за вас.
Особенности для гособоронзаказа
А вот как открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ (275-ФЗ от 29.12.2012):
- Заполнить регистрационное заявление и карточку образцов подписей.
- Направить документы в ТОФК.
- Дождаться результатов проверки и получить новые платежные реквизиты.
Каков порядок открытия счета по приказу 1н
В приказе № 44н от 22.12.2021 разъясняется, что казначейский счет для коммерческой организации — это необязательное условие работы. Но если контракт подлежит казначейскому сопровождению, поставщику без спецсчета не обойтись.
Порядок открытия по приказу № 44н не особо отличается от алгоритма из приказа № 15н.
Основное отличие в том, что документы, необходимые для резервирования, открытия и закрытия счетов, формируются через ГИИС Электронный бюджет и Единую информационную систему, если сопровождают госконтракт.
Еще одно отличие — в названии: при КС открывают казначейские, а не лицевые счета. Казначеи открывают для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не участвующих в бюджетном процессе, реквизиты с кодом 71. Вот как открыть казначейский счет:
- Готовим документ-основание: соглашение о получении целевых средств, нормативный акт о предоставлении субсидии, государственный контракт. Специалистам ФК нужен любой официальный регистр, подтверждающий правомочие юрлица на казначейское сопровождение.
- Заполняем заявление на резервирование или открытие ЛС (форма по КФД 0531368). Помимо заявления, казначеям понадобятся карточка образцов подписей, документ-основание или выписка из него и иная документация по требованию.
- Просим заказчика зарезервировать ЛС и оформить перечень юридических лиц для резервирования лицевых счетов в ТОФК (форма по КВД 0531369).
- Подаем документы в территориальное отделение ФК и ждем результаты проверки. Специалисты изучают документы и принимают решение в течение одного рабочего дня. Если пакет регистрационной документации сформирован и направлен через государственные информационные системы, проверка осуществляется автоматически.
- После успешной проверки получаем реквизиты и начинаем пользоваться открытым счетом.
Если в регистрационных бланках выявлены ошибки, специалисты ФК возвращают пакет в течение двух рабочих дней.
Успешно зарегистрированные платежные реквизиты действительны уже на следующий рабочий день после окончания проверки.