Формируем бюджетную смету учреждения в системе «Электронный бюджет»

Размер шрифта:

В бюджетной смете казенные учреждения планируют доходы и расходы на очередной год и плановый период. Без утвержденной сметы нельзя работать и вести закупочную деятельность. Документ необходимо формировать в системе «Электронный бюджет».

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Бюджетная смета — это план расходов и доходов казенного учреждения на определенный период.
  2. Для составления сметы используются унифицированные формы, которые разрабатывает и утверждает Минфин.
  3. Все федеральные учреждения должны размещать свои сметы в системе «Электронный бюджет».
  4. Изменения в смете вносят по уведомлению об изменении лимитов бюджетных обязательств.
  5. Утверждает бюджетную смету руководитель казенного учреждения или главбух.

Бюджетная смета казенного учреждения

Расчетная годовая смета доходов и расходов (бюджетные учреждения ее не составляют) казенного учреждения представляет собой план финансирования на определенный период. Казенные организации для распределения собственных расходов и доведенных лимитов используют стандартизированные бланки по форме 0501012.

ВАЖНО!
По БК РФ бюджетная смета — это постатейное распределение доходов и затрат казенного учреждения на финансовый период.

Унифицированная форма действует лишь в отношении федеральных учреждений. Какой документ регулирует правила составления бюджетной сметы — Приказ Минфина № 26н от 14.02.2018. В этом нормативно-правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы, одна из которых — размещение сметного расчета в системе «Электронный бюджет». Порядок для федеральных казенных учреждений утвержден Приказом Минфина № 141н от 20.06.2018.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы планировать закупки по 44-ФЗ без ошибок и нарушений.

В отношении региональных и муниципальных организаций форма и правила заполнения устанавливают ГРБС (главные распорядители бюджетных средств).

ВАЖНО!
Не путайте понятия «бюджетная смета» и «план ФХД». Ежегодно для финансирования бюджетного учреждения составляется ПФХД, а вот сметные документы предусмотрены для организаций казенного типа и для органов местного самоуправления. Оба документа федералы размещают в «Электронном бюджете».

При подготовке сметы обязательно заполняют формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Формы обоснований утверждены Приказом Минфина № 87н от 17.06.2021. Обоснования на 2025-й составляют по обновленным формам (Приказ Минфина № 89н от 14.06.2024). Кроме того, ввели новые формы на:

  • социальное обеспечение населения в части публичных обязательств РФ по предоставлению мер социальной поддержки населения, предусматривающих приобретение товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных обязательств РФ, предоставляемых органами судебной системы;
  • предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению в амбулаторных условиях противовирусными лекарственными препаратами лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, с диагнозом «хронический вирусный гепатит C» и др.
Полезно знать: как связаны план-график и план ФХД

Структура и регламент заполнения сметы

Запомните: на основании бюджетной сметы финансируется деятельность учреждения казенного типа. Главные распорядители бюджетных средств формируют уведомления о доведенных объемах финансирования, после этого получатели оформляют смету на 2025 год. Учитывайте доведенные лимиты обязательств в соответствии с целевыми назначениями.

Подробнее: как принять и довести лимиты бюджетных обязательств

В приказе № 26н закреплено, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы, — 6 разделов:

  • в разделе № 1 указываем только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т.д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий и по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация; все операции, совершенные в иностранной валюте, переводятся в рубли по соответствующему курсу.

Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу для кода аналитического показателя в структуре сметы казенного учреждения заполняйте по установленным требованиям. При распределении расходов учитывайте указания Минфина из Приказа № 82н от 24.05.2022 в части определения КБК, кодов видов расходов и КОСГУ. По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ (Приказ Минфина № 209н). Сформированный сметный расчет в «Электронном бюджете» размещается совместно с обоснованиями по каждой статье расходов.

Подробнее:

Особенности составления бюджетной сметы

В Приказе Минфина № 141н от 20.06.2018 разъясняется, когда учреждения формируют проект бюджетной сметы на следующий год, — при составлении закона о бюджете (п. 11 приказа № 141н). Как только закон утверждают, учреждения вносят исправления и согласовывают окончательный вариант сметного расчета. Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет для федеральных учреждений закреплен Приказом Минфина № 26н. В отношении областных и муниципальных госучреждений правила регламентируют органы исполнительной власти соответствующего региона или муниципального образования.

При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, ФИО и дату согласования в шапке документа.

Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов. Перед утверждением документа подайте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк признают недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитают нецелевыми тратами.

Следует различать смету и роспись. В ст. 219.1 БК РФ указано, в чем разница бюджетной росписи и бюджетной сметы: в смете планируют расходы на основании выделенных ЛБО и ассигнований, а в бюджетной росписи эти ассигнования распределяются по получателям средств.

ВАЖНО!
По правилам смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается в форме ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности (приказы Минфина № 186н от 31.08.2018, № 168н от 17.08.2020). Независимо от того, какой документ составляется учреждением — план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета, составлять и предоставлять расчеты-обоснования к плановой документации следует в обязательном порядке.

Правила утверждения бюджетной сметы

После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем документ утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает ответственный исполнитель.

Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 заверяется главным бухгалтером.

ВАЖНО!
Утвердите сметный расчет в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. Если в документе содержатся сведения с гостайной, то его утверждают в течение 20 рабочих дней. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе «Электронный бюджет».

Порядок изменения бюджетной сметы

Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, то форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Вот как казенные учреждения вносят изменения в бюджетную смету в течение года:

  1. Если ЛБО уменьшили, то отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
  2. Если финансирование увеличено, то укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
  3. При перераспределении средств в пределах, доведенных ЛБО, следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК укажите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.

В приказе № 26н указано, в течение какого срока вносятся изменения в бюджетную смету, — не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный бланк следует разместить в «Электронном бюджете» по установленным правилам.

ВАЖНО!
Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректируйте смету только после внесения изменений в нее. И только потом вносите коррективы в «Электронный бюджет».

Еще по теме:

Размещение сметы в системе «Электронный бюджет»

Не все получатели средств бюджета обязаны размещать сметный расчет в системе «Электронный бюджет». В приказе № 26н такая обязанность закреплена только для федеральных учреждений. Муниципальные и региональные госучреждения вправе подготовить документ в бумажном виде.

В то же время большинство ГРБС регионального и муниципального уровней закрепили для подведомственных организаций обязанность размещать БС в «Электронном бюджете». Проверьте нормативную документацию, доведенную ГРБС до подведомственных учреждений. Если такое требование есть, то за уклонение от исполнения привлекут к ответственности.

В инструкции пользователя указано, как в «Электронном бюджете» увидеть бюджетные сметы: открыть специализированное программное обеспечение и в контекстном меню перейти в блок со сметными расчетами. Вот как сформировать новую смету в информационной системе «Электронный бюджет».

В разделе «Бюджетная смета» ЭБ найти вкладку «Реестр» и создать новый документ — вызвать меню правой кнопкой мыши и сформировать элемент.

Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация бухгалтерского учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном виде, чтобы потом загружать готовую документацию в систему «Электронный бюджет».

Для работы с электронным документом и создания обоснований плановых сметных показателей (ОПСП) необходимо загрузить расходное расписание, выданное Федеральным казначейством. Вот как это сделать:

  1. Перейти в «Документы».
  2. Выбрать пункт меню «Загрузить расходное расписание» и «Импортировать РР».
  3. Выбрать файлы расходного расписания для загрузки, нажать «Открыть».

Затем необходимо перейти к заполнению сформированной сметы. В открывшемся окне «Документ» — «Бюджетная смета» необходимо нажать на кнопку «Сохранить» и «Сформировать данные». После этого автоматически заполнятся:

  • номер документа;
  • получатель бюджетных средств;
  • распорядитель бюджетных средств и главный распорядитель бюджетных средств;
  • раздел 1. «Итоговые показатели бюджетной сметы»;
  • раздел 2. «Расходы на обеспечение деятельности учреждения»;
  • раздел 3. «Расходы на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов»;
  • раздел 4. «Расходы на закупку в пользу третьих лиц»;
  • раздел 5. «Иные сведения о расходах учреждения»;
  • справочно: «Курс иностранной валюты».

После заполнения необходимо провести внутреннее согласование черновика.

После того как согласовали смету, ее надо утвердить. Для утверждения согласованного документа необходимо выделить нужную строку одним нажатием левой кнопки мыши и снова нажать на кнопку «Согласование». Откроется окно «Выбор сертификата», в котором необходимо выбрать сертификат утверждающего сотрудника и нажать на кнопку «Далее». После этого откроется окно «Документ для подписи».

После подписания статус документа изменится на «Утверждено».

Функционал «Электронного бюджета» позволяет просмотреть сметный расчет в электронном виде, распечатать и выгрузить в формате Excel. Все действия вызываются в контекстном меню правой кнопкой мыши.

А вот пошаговая инструкция изменения показателей бюджетной сметы в АЦК-Госзаказ — сметный расчет выгружается в автоматизированный центр контроля через интеграцию с «Электронным бюджетом». Все показатели ЛБО для плана-графика и закупок корректируются только в ЭБ:

Шаг 1. Зайти в раздел бюджетных смет, выбрать вкладку «Реестр», затем «Редактировать».

Откроется подраздел «Предложения по внесению изменений в сметный расчет».

Шаг 2. Выбрать «Вид изменения».

Шаг 3. Заполнить черновик и передать его на согласование и утверждение.

Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.