Бюджетники используют специальные кодификаторы для ведения бухучета, планирования, проведения госзакупки, подготовки отчетности. Увязки на 2025 год обновили.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Коды КВР и КОСГУ помогают следить за бюджетными расходами.
- Бюджетные учреждения используют их, когда планируют расходы и доходы.
- Изменения в этих кодах происходят не каждый год, но в 2025 году введут новшества. В статье есть таблица со всеми новыми увязками.
- Коммерческие организации редко используют эти коды, но иногда они нужны.
- Минфин отвечает за обновление и правильное использование этих кодов.
Код видов расходов (КВР) и классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) коммерческим организациям и ИП обычно не требуется. Эти коды используют бюджетники — для учета поступлений и расходов. Но бывают ситуации, когда коммерция получает субсидии из бюджета — деньги доводят по специальной классификации. Поскольку я много лет проработала в бюджете, расскажу, какие коды и классификаторы использовать для бюджетных средств.
Что изменится в КВР и КОСГУ в 2025 году
Нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017) и правил работы с кодами видов расходов (приказы Минфина № 82н от 24.05.2022, № 85н от 10.06.2024). Мы собрали все изменения КОСГУ на 2025 в одной таблице (с учетом изменений КВР) для бюджетных заказчиков:
КОСГУ и КВР | Дата вступления в силу изменений | Новые правила |
---|---|---|
КБК | С 01.01.2025 | Применяются новые коды бюджетной классификации на 2025 год и плановый период 2026–2027 гг. Они утверждены Приказом Минфина № 85н от 10.06.2024 |
КВР 248 «Лизинговые платежи по договору финансовой аренды (лизинга), не являющиеся бюджетными инвестициями» | По этому коду лизингополучатели отражают уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды/лизинга, которые не являются бюджетными инвестициями | |
КВР 416 «Бюджетные инвестиции по договору финансовой аренды (лизинга)» | По этому коду лизингополучатели учитывают уплату лизинговых платежей по договору финаренды/лизинга, который предусматривает по окончании срока действия приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность получателя | |
КВР «Закупка энергетических ресурсов» | С 2025 года по этому коду проводят оплату договоров холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации, т. е. вывоза жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации | |
КВР 890 «Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве, а также на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с финансовой арендой (лизингом)» | По этому коду учитывают субсидии юрлицам и ИП |
Изменений по КОСГУ на 2025 год нет. Применяем кодировку сектора госуправления так же, как и в прошлом году. Действующие правила утверждены Приказом Минфина № 209н от 29.11.2017.
Как с 2025 года применять КВР 247
По-особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2025 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов». Код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (Письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).
По КВР 247 проводят затраты по оплате и транспортировке ресурсов:
- по сетям электроэнергии;
- газа природного и сжиженного;
- теплоэнергии и теплоносителя для отопления.
А с 2025 г. по КВР 247 отражают оплату договоров холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации.
Все остальные затраты относят на КВР 244 и другие коды. По расходному коду 244 оплачивают:
- коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
- компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
- поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
- горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
- энергосервисные договоры и контракты.
Минфин разъяснил порядок учета по смешанным договорам — на поставку тепла и горячей воды. Ранее их учитывали на 244 КВР, а с 01.01.2022 их отражают на КВР 247 (Письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021).
Как бюджетники работают с КОСГУ и КВР
В приказе № 209н приведена расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Минфин представил новую таблицу соответствия КВР и КОСГУ — последние правки по увязкам кодификаторов КОСГУ и КВР совсем незначительны. К примеру, меняется назначение КВР 244 и 247. По КВР 244 больше не учитываются коммунальные расходы по договорам холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации — их отражаем по КВР 247. То есть теперь всю коммуналку проводят по КВР 247.
Что такое КОСГУ в бюджетном учете
Каждому государственному и муниципальному учреждению требуется расшифровка КЭК для бюджетных учреждений в 2025 г. — классификация экономических кодов. Все закупки планируются и проводятся в строгом соответствии с предельным объемом финансирования, которое доводят до заказчиков по конкретным кодам. В Приказе Минфина № 209н от 29.11.2017 указано, что такое КОСГУ — это числовой код, который позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию.
Представим основные КОСГУ в таблице:
100 | Доходы |
110 — налоговые доходы | |
111 — налоги | |
112 — госпошлины | |
130 — доходы от оказания платных услуг | |
180 — прочие | |
200 | Расходы |
211 — зарплата | |
213 — начисления на заработную плату | |
221 — услуги связи | |
222 — транспортные услуги | |
223: расшифровка КОСГУ 223 в 2025 году для бюджетных учреждений — коммунальные услуги | |
224 — аренда за использование имущества | |
225 — работы и услуги по содержанию имущества | |
226 — прочие работы и услуги | |
228 — услуги для целей капитальных вложений | |
290 — прочие расходы | |
300 | Поступление нефинансовых активов (НА) |
310 — увеличение стоимости основных средств | |
320 — увеличение стоимости нематериальных активов | |
330 — увеличение стоимости непроизведенных активов | |
340: расшифровка КОСГУ 340 в 2025 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости материальных запасов | |
341 — увеличение стоимости лекарственных препаратов | |
343 — увеличение стоимости горюче-смазочных материалов | |
344: расшифровка КОСГУ 344 в 2025 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости строительных материалов | |
400 | Выбытие НА |
410 — уменьшение стоимости основных средств | |
411 — амортизация основных средств | |
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов | |
430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов | |
440 — уменьшение стоимости материальных запасов | |
500 | Поступление финансовых активов (ФА) |
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов | |
520 — увеличение стоимости ценных бумаг | |
530 — увеличение стоимости акций | |
600 | Выбытие ФА |
610 — выбытие денежных средств | |
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг | |
630 — уменьшение стоимости акций | |
700 | Увеличение обязательств |
710 — увеличение задолженности по внутренним заимствованиям | |
720 — увеличение задолженности по внешним заимствованиям | |
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности | |
800 | Уменьшение обязательств |
810 — уменьшение задолженности по внутренним заимствованиям | |
820 — уменьшение задолженности по внешним заимствованиям | |
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности |
До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ, затем это правило отменили. Теперь в 18–20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.
Как КОСГУ используют для бюджетного учета
Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.
Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для казенных учреждений, 0503721 — для бюджетных учреждений. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.
Что такое КВР в бюджетном учете
Для учреждений КВР в бюджете — это код вида расходов. Это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.
Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.
Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ.
Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Как КВР и КОСГУ используют в госзакупках
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
Может пригодиться:
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Подробнее: как связаны КВР и КОСГУ в закупках
Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависят эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.
Для безошибочной увязки КВР и КОСГУ Минфин рекомендует использовать таблицу соответствия кодов видов расходов и классификации сектора госуправления.
Пример.
Расходная операция — ремонт автомобиля. КОСГУ — ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот КВР зависит от типа ремонта. Для текущего ремонта выбирайте КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А для капитального ремонта — расшифровка КВР 243 в 2025 году для бюджетных учреждений «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если учреждение расходует средства на услуги или работы для целей по капитальным вложениям, то используйте в учете КОСГУ 228, согласно положениям приказа № 209н.
Какие увязки кодов применять в 2025 году
Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2025 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами мы приложили в файле.
Вид КВР | КОСГУ | Примечание | ||
Код | Наименование | Код | Наименование | |
210. Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере | |||
211 | Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
212 | Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
213 | Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
214 | Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |
226 | Прочие работы, услуги | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
215 | Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения | 225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |
226 | Прочие работы, услуги | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
216 | Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
217 | Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
218 | Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
219 | Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
220. Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны | ||||
221 | Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа | 222 | Транспортные услуги | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
343 | Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов | |||
223 | Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа | 214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | |
226 | Прочие работы, услуги | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере | ||
342 | Увеличение стоимости продуктов питания | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | В части расходов по оплате кормов для животных | ||
224 | Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа | 226 | Прочие работы, услуги | |
225 | Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа | 226 | Прочие работы, услуги | Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
345 | Увеличение стоимости мягкого инвентаря | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
230. Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва | ||||
231 | Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
300 | Поступление нефинансовых активов | |||
232 | Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов | 220 | Оплата работ, услуг | |
300 | Поступление нефинансовых активов | |||
240. Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд | ||||
241 | Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
242 |
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий |
221 | Услуги связи | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
347 | Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений | |||
349 | Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения | В части бланков строгой отчетности | ||
243 | Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества | 222 | Транспортные услуги | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | |||
296 | Иные выплаты текущего характера физическим лицам | Возмещение (компенсации), предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта | ||
297 | Иные выплаты текущего характера организациям | В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений | ||
299 | Иные выплаты капитального характера организациям | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
344 | Увеличение стоимости строительных материалов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
347 | Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений | |||
244 | Прочая закупка товаров, работ и услуг | 214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда |
220 | Оплата работ, услуг | В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению | ||
252 | Перечисления текущего характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств | Операции по закупке объектов нефинансовых активов (за исключением относящихся к категории основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) в целях безвозмездной их передачи наднациональным организациям и правительствам иностранных государств | ||
255 | Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств | Операции по закупке объектов нефинансовых активов, относящихся к категории основных фондов, в целях безвозмездной их передачи наднациональным организациям и правительствам иностранных государств | ||
267 | Социальные компенсации персоналу в натуральной форме | |||
297 | Иные выплаты текущего характера организациям | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
360 | Увеличение стоимости биологических активов | |||
530 | Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов | |||
245 | Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
246 | Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем | 221 | Услуги связи | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
247 | Закупка энергетических ресурсов | 223 | Коммунальные услуги | В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется) |
343 | Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов | В части поставок газа не по газораспределительным сетям (заполнение специализированным автотранспортом газгольдеров заказчика), подлежащего учету в составе материальных запасов | ||
248 | Лизинговые платежи по договору финансовой аренды (лизинга), не являющиеся бюджетными инвестициями | 224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
Какие ошибки допускают при применении КВР и КОСГУ
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка | Штраф, наказание | Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР и КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством |
Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара | Недопустимы планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров) | |
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок | Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды | |
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения | Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из приказа № 82н |
КВР и КОСГУ: вопросы и ответы
-
Что такое КОСГУ?
Это классификация операций сектора государственного управления. Этот код отражает экономическое содержание конкретной операции. К примеру, по коду ОСГУ 211 проводят зарплату, 223 — коммунальные услуги, 225 — работы и услуги по содержанию имущества.
-
Что такое КВР?
Это код вида расходов. Он необходим для группировки видов бюджетных расходов по направлениям. К примеру, под КВР 111 объединяют фонд оплаты труда, 243 — закупки для проведения капремонта, 247 — закупки энергетических ресурсов (здесь учитывается вся коммуналка).
-
Для чего используют КВР и КОСГУ?
Их всегда используют в паре — для учета финансово-хозяйственных операций в бюджете: увязки вы сможете проверить в таблице Минфина. КОСГУ отражает экономическую суть операции, КВР — вид расходов. К примеру, по КВР 244 проводят прочие закупки, а если связать его с КОСГУ 310, то получится операция по покупке основных средств для учреждения.