Автор PPT.RU

Налоговое планирование

Налоговое планирование в организации — это ряд законных мероприятий, которые направлены на минимизацию размеров платежей по налогам, сборам и взносам на экономический субъект. Иными словами, это конкретные действия в рамках одного экономического субъекта, направленные на облегчение фискального обременения, причем исключительно законными методами. В статье расскажем о ключевых особенностях, этапах и методах налогового планирования.

Понятие, сущность и цель

Любой бизнесмен или руководитель предприятия должен быть заинтересован в эффективном использовании финансов своего бизнеса. Минимизация фискального обременения — это один из способов сократить расходы компании, не нарушив при этом действующего законодательства, в этом и заключается основная сущность налогового планирования.

Так, под налоговым планированием организации подразумевается комплекс мероприятий, разработанный с учетом специфики деятельности субъекта, который направлен на снижение сумм налогов, сборов, взносов, подлежащих уплате в бюджет.

К основным задачам налогового планирования можно отнести:

  • организацию своевременного перечисления налогов и сборов в полном объеме, чтобы избежать штрафных санкций;
  • изучение норм фискального законодательства и текущих нововведений;
  • сокращение фискального обременения законными способами.

Ключевая цель налогового планирования — это снижение объема фискальных платежей в бюджет путем применения разного рода методов, инструментов и принципов. Для достижения ключевой цели предусмотрено применение конкретной формы налогового планирования. Например, организация систематического мониторинга законодательства, составление индивидуального календаря по уплате налогов и сборов, обеспечение контроля над полнотой и своевременностью осуществления расчетов с бюджетом.

Базовые принципы

Выделяют базовые принципы налогового планирования:

  1. Принцип законности. Подразумевает исключительно легальные действия, которые не могут противоречить или нарушать действующее законодательство. Иными словами, оптимизировать объем фискального обременения можно только законным путем. За уклонение от уплаты налогов и сборов предусмотрена ответственность: как административная, так и уголовная.
  2. Принцип оперативности. Означает, что действующие положения фискальной политики предприятия должны быть своевременно скорректированы при соответствующих изменениях в законодательстве.
  3. Принцип оптимальности. Заключается в том, что предпринимаемые меры не могут нарушать или ограничивать чьи-либо интересы. То есть действующие условия политики налогообложения предприятия должны быть выгодны не только экономическому субъекту, но и не ограничивать интересов государства.
  4. Принцип обоснованности. То есть любое действие компании, направленное на снижение сумм налогов и сборов, должно быть обосновано не только на законодательном уровне, но и с экономической точки зрения.
  5. Принцип комплексности, который означает, что все предпринятые мероприятия должны соответствовать не только требованиям НК РФ, но и не нарушать норм, закрепленных в других законодательных актах.

Все принципы налогового планирования и прогнозирование на предприятии тесно взаимосвязаны между собой.

Методология проведения

Методы, которые могут применять все экономические субъекты без исключения, довольно просты. Они заключаются в следующих аспектах:

  • составление грамотной учетной политики в части БУ и НУ;
  • прогнозирование объемов фискального обременения с учетом достижения определенных экономических показателей;
  • проведение анализа и оценки возможности применения специальных (щадящих) режимов налогообложения.

Помимо методов, понятие налогового планирования подразумевает применение специальных инструментов. Так, например, к инструментам налогового планирования относятся применение вычетов, льгот и фискальных послаблений, совмещение нескольких режимов налогообложения для разных видов предпринимательской деятельности в рамках одного предприятия.

Отметим, что совокупность методов и инструментов в иных случаях называют способами налогового планирования. То есть конкретные варианты мероприятий, направленных на снижение фискального обременения организации.

Элементы и этапы проведения

Любое мероприятие должно быть детально спланировано. Так, для достижения оптимальных результатов выделяют следующие этапы налогового планирования:

  1. Идея. Это начальный этап, или этап создания бизнеса. Здесь предприниматель определяет основной вид деятельности, масштабы производства, количество наемных работников, сезонность и прочие аспекты. Проанализировав все, бизнесмен делает выбор организационно-правовой формы деятельности, режима налогообложения бизнеса, структуры.
  2. Действие. Этот этап проводится уже после регистрации организации. Специалисты анализируют нормы фискального законодательства и составляют подробный план налогообложения. Изучаются возможности применения льгот, преференций и послаблений по каждому виду налога или сбора. Подготовка документов для получения вычетов, льгот.
  3. Анализ. Компания должна не только планировать, но и оценивать достигнутые показатели и полученные результаты. Анализ необходим для выявления слабых сторон фискальной политики, оценки эффективности и законности выбранного комплекса мер.

К элементам налогового планирования можно отнести:

  • НУ и БУ;
  • учетную политику предприятия, составленную с учетом специфики деятельности компании;
  • вычеты, льготы и послабления, предусмотренные законодательством;
  • организацию контроля, систематического и всестороннего;
  • применение календаря по налогам и сборам, чтобы избежать просрочек и штрафных санкций;
  • льготные системы налогообложения, применение которых возможно при соблюдении определенных условий.

Итак, создать эффективную фискальную политику на предприятии — это задача, которую необходимо решить каждому бизнесмену, предпринимателю или руководителю компании. Законно сократить размеры фискальных отчислений необходимо для повышения эффективности деятельности и рентабельности.

Определить комплекс мер рекомендуется не этапе создания бизнеса. К примеру, выбрав оптимальный вариант налогообложения. Но и на более позднем этапе следует систематически анализировать текущее положение дел, чтобы своевременно применить тот или иной инструмент.

Константин Константинопольский
Константин Константинопольский Юрист, специалист по госзакупкам Автор ППТ с 2012 года

В 2010 году закончил МГУ им. Ломоносова по специальности юрист.
В 2011 году закончил ВШЭ по специальности контрактный управляющий.
С 2011 по 2015 год работал контрактным управляющим в школах и Госдуме.
С 2015 года — специалист по тендерам в крупных ООО.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Комментарии
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте
Нужны образцы на все случаи жизни?
Бесплатно в КонсультантПлюс
Открыть
Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?