756

Нужно ли разрешение города для размещения рекламы на своем заборе, и обязана ли я платить налог на рекламу?

Содержание
Размер шрифта:

Нужно ли разрешение города для размещения рекламы на своем заборе, и обязана ли я платить налог на рекламу?

В моей организации возник вопрос о размещении рекламы на собственном заборе. Необходимо ли получать разрешение у городских властей для такого размещения? Также интересует, нужно ли платить налог на рекламу в этом случае​​.

Какие правовые последствия влечет за собой размещение наружной рекламы на заборе?

Какие могут быть последствия размещения наружной рекламы на собственном заборе с точки зрения законодательства, особенно если учесть, что забор не упоминается в законе о рекламе как конструкция для рекламы​​​​?

Отвечает Кондрахина Виктория

Сведения рекламного характера, размещенные на собственном заборе (в том числе растяжки, баннеры), исходя из ст. 3 и 19 закона № 38-ФЗ, относятся к наружной рекламе, установку которой необходимо осуществлять с соблюдением правил, предписанных ФЗ № 38-ФЗ. Для размещения подобных объявлений необходимо получать разрешение у местных органов власти.

Последствия при выявлении уполномоченными органами рекламных вывесок на ограждении, установленных без разрешения:

  • выдача органом местного самоуправления предписания о демонтаже незаконно размещенной информации. Срок исполнения требований предписания — один месяц со дня его выдачи;
  • привлечение к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ.

Законами субъектов РФ могут предъявляться дополнительные требования к порядку расположения и внешнему виду рекламной информации, размещаемой на территории субъекта. Например, Кодексом Московской области об административных правонарушениях предусмотрена специальная ответственность за нарушение требований, предъявляемых к внешнему виду конструкций, предназначенных для размещения рассматриваемых объявлений (ст. 6.20 КоАП МО от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ).

Можно ли размещать рекламу на своем заборе без специального разрешения?

Если забор не указан в законе как средство для размещения рекламы, можно ли на нем размещать рекламу без получения специального разрешения?​​

Отвечает Кондрахина Виктория

Хотя забор и не поименован в законе как конструкция для размещения рекламы, установка на нем указанной информации без разрешения или согласования с органами местного самоуправления — опасное дело. Содержащийся в статье 19 закона № 38-ФЗ перечень мест и средств для установки рекламы, для которых необходимо получать разрешение, не является закрытым. К рекламным конструкциям, помимо перечисленных в законе, относятся любые технические средства стабильного территориального размещения (ограждения не являются исключением), установленные стационарно, и демонтаж которых невозможен без использования специальных инструментов или механизмов (письмо ФАС России от 19.09.2018 № РП/75002/18).

Кроме того, нормативными актами субъектов к информации рекламного характера предъявляются часто дополнительные требования, вплоть до запрещения размещать ее на ограждениях.

Например, в Московской области на ограждениях разрешаются только информационные конструкции специального назначения (ИКСН). ИКСН — это доски и таблички размером не более 0,8 кв. м, предназначенные для доведения до потребителя информации, обязательной для размещения, согласно ФЗ о защите прав потребителей, и не являющейся рекламной. Устанавливать ее допускается, в том числе, на элементах входных групп заборов (Распоряжение Главархитектуры МО от 14.07.2015 № 31РВ-72).

Иные средства для расположения информации и рекламные конструкции на заборах любых видов в Московской области допускается размещать, только если это предусмотрено первоначальным проектом самого ограждения.

Почему не разрешается размещать рекламу на собственном заборе?

Непонятно, почему нельзя разместить рекламный плакат о своей фирме на собственном заборе. Какие могут быть причины запрета или ограничений на такое размещение рекламы?

Отвечает Кондрахина Виктория

Ограничения, предусмотренные законом для размещения рекламной информации, в том числе требования о получении разрешения или согласования ее установки с органами местной власти введены для:

  • ограничения распространения незаконной рекламы, в том числе в отношении товаров, запрещенных к рекламированию (наркотические, психотропные вещества и др.);
  • контроля сведений, содержащихся на рекламных объявлениях, в целях доступности их доведения до несовершеннолетних и отсутствия на них непристойных выражений;
  • проверки ее соответствия эстетическому облику города;
  • оценки места размещения подобной информации на предмет удобства для граждан. Например, не создает ли щит или баннер препятствий для пешеходов и водителей, мешая видеть им дорожные знаки и светофоры.

Стоит отметить, что законодательство разрешает помещать информацию о наименовании (коммерческом обозначении) организации в месте ее нахождения, равно как и сведения о режиме работы и продаваемом товаре, размещение которых обязательно в силу закона о защите прав потребителей (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58). Но если, помимо наименования организации, объявления будут содержать иные изображения или лозунги, направленные на привлечение покупателя, высока вероятность признания судом такой информации рекламной и привлечения рекламодателя к ответственности.

Каким образом должна быть оформлена реклама на заборе?

Как должна выглядеть реклама на заборе, чтобы соответствовать законодательным требованиям? Какие типы рекламных конструкций можно использовать и как это влияет на законность размещения?​

Отвечает Илюшенко Анна

Порядок размещения рекламы в любом виде регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Кроме того, необходимо рассмотреть еще нормативные акты органов местного самоуправления района или городского округа (ОМС), где располагается интересующая нас огороженная территория. Разрешительные документы выдаются ОМС отдельно на каждый случай. Срок разрешительных документов равен сроку действия договора, который предполагает установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 17 ст. 19 ФЗ 38).

То есть необходимо заключить договор с владельцем места (хозяином земельного участка, здания или иной недвижимости, к которой относится забор, либо с иным лицом, кто вправе распоряжаться недвижимым имуществом (человек по доверенности, арендатор и т. п.). А потом обратиться за разрешением.

Какие конструкции возможны для рекламы на заборе — это определяется местными регламентами (обычно они называются регламентами информационного и рекламного оформления зданий и объектов благоустройства в конкретном городе или районе).

Был ли отменен налог на рекламу и как это влияет на размещение рекламы на заборе?

Часто упоминается, что налог на рекламу был отменен. Как это влияет на обязанности организации по уплате налогов при размещении рекламы на заборе?​​

Отвечает Илюшенко Анна

Налог на рекламу устанавливался законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ФЗ от 27.12.1991 № 2118-1). В статье 21 этого нормативного акта указывалось, что его уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости рекламных услуг. Он являлся местным, соответственно, вводили его муниципальные органы.

Но эта норма утратила силу на территории РФ с 1 января 2005 года (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ). Соответственно, налог за баннер или плакат на заборе уплачивать нет необходимости, хотя до сих пор некоторые финансовые и бухгалтерские работники и руководители организаций переживают, не будут ли они привлечены к ответственности за нарушение налогового и рекламного законодательства, не предусмотрев этот нюанс.

Каковы требования к размещению рекламы на заборе и дополнительных конструкциях?

В моем случае реклама размещена на стене забора и домике охраны. Какие правила и требования следует учитывать при размещении рекламы на этих конструкциях?

Отвечает Алешина Ольга

При размещении рекламы на собственном заборе и строениях, они признаются рекламными конструкциями. Тут действуют общие правила и требования, установленные ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Для размещения потребуется обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о получении разрешения на установку баннеров, растяжек и т.п.

К заявлению необходимо приложить:

  1. Квитанцию об уплате госпошлины в сумме 5000 рублей. Иные платежи требовать запрещено.
  2. Проект рекламной конструкции для согласования.
  3. Согласие собственника или владельца строения, сооружения, где планируется разместить рекламу. Если она находится на собственном объекте, то необходимо представить документы, подтверждающие право собственности (на недвижимость или, как в рассматриваемом случае, на земельный участок, где расположен забор, домик охраны).

При установке необходимо не допускать нарушения Правил дорожного движения, сложившегося архитектурного облика населенного пункта, требований технического регламента.

Если разместить рекламный стенд без получения соответствующих разрешений и с нарушением установленных правил, то местные власти не только выпишут штраф, но и выдадут предписание о демонтаже незаконно возведенной рекламной конструкции. В результате придется демонтировать и забор, и домик охранника.

Читайте также:

  • 2023-11-28 08:29:12
    Значит вывеска над проходной фабрики, типа ООО "Металлочерепица" можно классифицировать как наружная реклама???
  • 2023-12-11 10:55:36
    Авторы статьи не указали, что есть разница между рекламой и вывеской в зависимости от текста объявления. И если объявление является вывеской, а не рекламой, то никакого разрешения не нужно.
  • 2023-12-11 16:50:52
    Владимир, нет, это вывеска, если будет написано, что эта металлочерепица одна из самых дешевых в своем сегменте и приобрести ее можно только здесь то это будет реклама
  • 2023-12-11 16:51:27
    ЮГ, ну так и разъяснили бы, чего стесняетесь?
Ответы подготовили:
Биржевой Николай

Кондрахина Виктория
Кондрахина Виктория Юрисконсульт

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор

Илюшенко Анна
Илюшенко Анна Юрист, эксперт в области оплаты, охраны труда

Более 16 лет работаю с трудовым, гражданским, корпоративным законодательством.

Алешина Ольга
Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.