253

Реклама перед киносеансом за рамками правового поля

Размер шрифта:

Казалось бы, что может быть более привычным для рядового потребителя, чем трансляция рекламных роликов и киноанонсов перед показом фильмов в кинотеатре? Однако, даже за такой обыденной ситуацией может скрываться нарушение прав потребителя, ставшее с годами системой.

Нормативное регулирование...

Кинотеатры оказывают определенный вид услуг, правовой основой которых является Закон «О защите прав потребителей», а также специализированный нормативный правовой акт — Правила по киновидеообслуживанию населения, принятые Правительством РФ еще в 1994 году.

Данные правила, как уже понятно из названия, регулируют порядок оказания населению услуг специализированными киновидеозрелищными предприятиями. При этом в самих Правилах понятие «услуги по киновидеообслуживанию» раскрывается довольно однозначно как показ художественных, документальных и иных кино- и видеофильмов.

Также документ устанавливает порядок заключения договора на киновидеообслуживание (покупка билета тому подтверждение) и его основные условия, к числу которых относится время начала сеанса. Однако отсутствие однозначного толкования термина «сеанс» позволяет кинопрокатчикам трактовать его абсолютно по-разному.

...и его трактовки

Безусловно, из смысла упомянутых выше правил следует, что потребителем приобретается услуга по киновидеообслуживанию, а воля потенциального зрителя направлена именно на просмотр кинофильма, и только это обстоятельство побуждает его к заключению с кинотеатром договора оказания услуги.

Реклама же, с показа которой начинается любой сеанс в кинотеатре, имеет совершенно иную правовую природу. Она представляет собой самостоятельный вид услуги, не относящийся к показу кино- и видеофильмов. Более того, предусмотренное тем же документом разделение сеанса и предсеансового обслуживания также свидетельствует о том, что Правила понимают под «сеансом» именно показ кинофильма.

Это означает, что, по смыслу Правил, при оформлении билета в графе «время начала сеанса» должно быть указано время начала демонстрации кинофильма, на просмотр которого и был приобретен билет.

На практике же кинотеатры включают в сам сеанс услугу по предсеансовому обслуживанию, то есть показ рекламного блока. При этом подобные действия обосновываются кинопрокатчиками сложившейся практикой оказания услуг в данной сфере, закреплением права демонстрировать рекламу в рамках сеанса во внутренних документах кинотеатров, а также тем, что «сеанс» является более широким понятием в отличие от понятия «показ кинофильма». При этом одним из оснований возникновения такой позиции стало отсутствие точного легального определения термина «сеанс» в действующем законодательстве.

Судебная практика

Судебная практика, как и позиция Роспотребнадзора по данному вопросу, также довольно противоречива. В большинстве подобных случаев суды отказывают в удовлетворении исков о нарушении прав потребителя, если только зритель не сумел доказать, что указание в билете неверного времени начала показа кинофильма повлекло причинение ему реального ущерба. А контролирующие органы зачастую встают на сторону прокатчиков, необоснованно указывая потребителю на то, что понятие «сеанс» шире понятия «показ кинофильма».

Однако в последние годы в данном вопросе наметились изменения в пользу потребителей. Так еще в 2013 году Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области был установлен факт нарушения прав потребителей кинотеатром, которое выражалось в указании на билете недостоверной информации о времени начала показа художественного фильма. При этом предписание о прекращении противоправных действий было признано правомерным Арбитражным судом.

А в этом году одним из районных судов Санкт-Петербурга было принято резонансное решение по иску о защите прав потребителей: действия кинопрокатчика по указанию в билете неверного времени начала показа кинофильма были признаны незаконными и нарушающими права потребителя.

Последствия

Конечно, удовлетворение такого рода исков потребителя к кинотеатру не влечет наступления каких-либо значимых последствий для участников конкретного дела, так как истцу возмещается только моральный вред вследствие признания действий кинотеатра незаконными. Устранение нарушения прав потребителя «в прошлом» уже не представляется возможным: услуга оказана, билет продан, информацию на билете, уже указанную неверно, изменить невозможно. А для исключения таких нарушений в будущем необходимо решение суда по иску в интересах неопределенного круга потребителей, правом предъявления которого рядовой потребитель не обладает.

Однако наличие подобных решений суда может привлечь к данной проблеме специализированные организации, такие как Общество защиты прав потребителей, которые вправе предъявлять иски в интересах неопределенного круга потребителей.

При этом удовлетворение таких исков к кинопрокатчикам уже повлечет за собой серьезные для них последствия, поскольку суд, признав незаконными действия кинотеатра по указанию в билете неверного времени начала оказания услуги по кинопоказу, сможет обязать ответчика указывать в дальнейшем в продаваемых билетах точное время начала показа кинофильма, а не рекламного блока.

Появление такого рода решений, которыми суд обяжет кинопрокатчиков указывать в продаваемых ими билетах точное время начала демонстрации кинофильма, предоставит зрителю право выбора: прийти в кинозал ко времени начала показа кинофильма, на просмотр которого был приобретен билет, или раньше, для просмотра рекламно-информационного блока.

Автор: Анна Пронина — юрист практики разрешения споров Rightmark Group