Рейтинг@Mail.ru

Как провести сверку с налоговой

Размер шрифта:

Акт сверки взаиморасчетов в налоговой — это форма контроля правильности начисления и уплаты организацией платежей в бюджет.

Зачем сверять расчеты с ИФНС

Согласно российскому законодательству, все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать фискальные платежи в государственный бюджет. В противном случае компанию или индивидуального предпринимателя накажут рублем: выставят штрафы и пени. А за особо крупные налоговые преступления грозит уголовная ответственность.

Чтобы избежать проблем, налоговики настоятельно рекомендуют систематически контролировать текущее состояние взаиморасчетов с бюджетом. Чиновники напоминают, что даже незначительная ошибка в платежном поручении приведет к плачевным последствиям.

Например, неверно указан код бюджетной классификации в платежке — и денежные средства не дойдут по назначению. Следовательно, начисления по налогу не «лягут» в карточку организации по расчетам, и инспекторы применят штрафные санкции. Напомним, что наказанием за несвоевременную уплату обязательств являются не только пени и штрафы. Представители ФНС вправе:

  • направить требование организации об уплате задолженности по налогам в указанный документом срок. Если компания проигнорирует требование инспекции, то банк по поручению инспекции все равно спишет сумму с вашего расчетного счета. На практике сталкивались с ситуацией, когда задолженность компании по НДФЛ составила 1,27 рублей и банк по поручению инспекции списал данную сумму. Но последствия для организации вышли серьезнее. Например, у вас овердрафтный кредит, который по договору с кредитором перестанет действовать, если у компании есть задолженность по налогам или картотека банка. Отмена налоговой своего поручения к банку занимает несколько дней, поэтому нам пришлось возить инспектора в банк, чтобы снять ограничения по счету;
  • заблокировать расчетные счета компании. Быстро открыть расчетный счет в другом банке не получится, так как при проверке документов оценивают компанию на риски и при заблокированных счетах вряд ли согласятся сотрудничать с фирмой;
  • инициировать судебный спор. Например, если инспекция пропустила срок, когда можно было взыскать налоги с расчетного счета компании с помощью банка (по истечении 2 месяцев со дня принятия решения о взыскании);
  • проверить деятельность налогоплательщика путем выездной проверки;
  • если организация пропала, не сдает отчетность, не платит налоги, то ИФНС исключит организацию из ЕГРЮЛ.

Систематический контроль взаиморасчетов позволит избежать таких последствий. Провести проверку довольно просто: достаточно подать заявление на сверку с налоговой по месту учета.

Кредиторская или дебиторская задолженность компании по расчетам с бюджетом отражается в бухгалтерской отчетности. Законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что компании обязаны перед составлением годовой отчетности проводить инвентаризацию активов и обязательств. Сверка с ИФНС нужна для отражения верных показателей в бухгалтерской отчетности компании.

Правила проведения сверки с ФНС изменились

Процедура проведения сверки взаимных расчетов указана в письме ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990 «О направлении временного порядка проведения сверки расчетов». Предыдущее письмо ФНС России от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ утратило силу.

По п. 2 письма в сверку попадают кандидаты, которые подали запрос в инспекцию по своей инициативе, или в иных случаях, установленных законодательством.

Максимальный период проведения сверки расчетов не изменился — он составляет 3 года.

Как провести сверку с ИФНС

Есть несколько способов подать заявление о предоставлении акта сверки взаиморасчетов за период:

  • предоставьте лично в налоговый орган или через представителя по доверенности;
  • отправьте запрос по почте;
  • напишите заявление в многофункциональных центрах;
  • запросите сверку по телекоммуникационным каналам связи;
  • используйте личный кабинет налогоплательщика для формирования заявления и отправки его в ИФНС.

Бумажные запросы зарегистрируют не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения (п. 4 письма). Сохраните у себя второй экземпляр заявления с отметкой налоговой о получении.

Классический способ, как получить акт сверки с налоговой по ИП, — составить заявление и передать его в инспекцию.

ВАЖНО!
Инспекция откажет в выдаче сведений:
  • если обратитесь не по месту учета компании;
  • в заявлении не укажете наименование организации или ИП, его ИНН, подпись руководителя;
  • в случае отсутствия доверенности на представителя.
Отказ получите в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления в инспекцию.

Проведение сверки: заявление на бумажном носителе

Напишите заявление в свободной форме, унифицированного бланка нет.

Обязательные реквизиты заявления:

  • Наименование компании, ИП;
  • ИНН;
  • Подпись директора.

Обязательные приложения к заявлению: доверенность на представителя компании.

При отсутствии реквизитов, указанных выше, получите отказ на основании п. 6, 7 письма.

Иные реквизиты:

  • КПП, ОГРН;
  • адрес компании, контактный телефон;
  • перечень налогов, по которым требуется сверка, или КБК. Если налогоплательщик не укажет перечень, то инспекция даст выписку по всем налогам, которые обязательны к уплате у данной фирмы (п. 10 письма);
  • период сверки. Если в заявлении не будут указаны даты, то ИФНС сформирует акт с 1 января текущего года по дату заявления (п. 9 письма);
  • способ получения (лично, почтой, по доверенности).

Сформируют совместный акт сверки взаимных расчетов с налоговой не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления, подпишут должностным лицом. В п. 18 письма сказано, что если налогоплательщик не явился за актом в установленный срок, а способ получения указал «лично», то акт сверки направят ему по почте заказным письмом.

Образец заявления:

Электронное обращение

На наш взгляд, такая форма запроса сверки с инспекцией не требует трудозатрат, времени на поездку в инспекцию и является самой актуальной на текущий день.

Расскажем, как получить акт сверки с налоговой через интернет по ТКС.

При заполнении заявления по ТКС применяется форма (код по КНД 1166101), утвержденная Приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@.

Срок изготовления — не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления. На практике, приходит быстрее.

Информация заявления заполняется автоматически данными из программы обмена, в нем выберите период заявления. Формирование и отправка запроса займет пару минут.

ВАЖНО!
Акт, полученный в электронном виде, нельзя вернуть в ФНС со ссылками на разногласия. Если компания не согласна с данными, указанными в контрольном документе, придется обращаться в инспекцию повторно.

Проводим выверку

Полученный акт сверки между налоговой и ООО предоставляется по унифицированной форме КНД 1160070, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-17/685@ от 16.12.2016. Структура формы — это титульник и два раздела.

На титульном листе указаны регистрационные сведения налогоплательщика. Также прописаны виды фискальных платежей и период, за который сформирован проверочный документ. В разделе № 1 отражается краткая информация по расчетам с бюджетом: положительное сальдо или задолженность по налогам, пеням, штрафам. В разделе № 2 развернутые данные: сальдо на начало, обороты за период и сальдо на конец. Информация предоставляется по начислениям и уплате.

ВАЖНО!
Подписывать акт сверки организация не обязана, в Налоговом кодексе такая обязанность не закреплена и ответственности за это не предусмотрено. Считаться подписанным по умолчанию неподписанный акт не будет.

Если есть разногласия

Расскажем, как сделать акт сверки с налоговой инспекцией, если есть разногласия:

  1. В графе 4 первого раздела, напротив сведений, с которыми вы не согласны, укажите суммы по данным бухгалтерского учета предприятия (предпринимателя).
  2. На последней странице первого раздела поставьте отметку «Согласовано с разногласиями».
  3. Передайте этот экземпляр на бумаге в вашу ИФНС.

На основании акта с разногласиями инспекторы инициируют проверку указанных данных по информационным системам. Затем плательщику предложат предоставить в ИФНС документы, подтверждающие данные вашего бухучета. Например, копии платежных поручений на оплату.

Если ошибка была допущена инспектором, то ее исправят. ИФНС пришлет специальное уведомление. Если разногласия возникли из-за вашей ошибки, например неверный КБК в платежке либо неверный расчет в декларации, то инспектор направит письмо с указанием на допущенную налогоплательщиком ошибку.

Компания обязана исправить собственные ошибки. Например, подать корректировочную декларацию, доплатить сумму или написать заявление о зачете переплаты. После устранения разногласий инспектор и налогоплательщик подписывают акт («Согласовано, без разногласий»).

  • 2022-04-01 07:28:28
    Запрашивать акт сверки по налогам и сборам лучше регулярно. Так вы сможете контролировать правильность расчетов с инспекцией. Сложность возникает при проверке начислений по налогам, которые самостоятельно начисляет инспекция: транспортный и земельный налоги. Обычно к годовой отчетности ИФНС еще не успевает разослать письма-уведомления о начисленной сумме налога, поэтому проверить правильность начислений можно только в следующем году.
Оставить комментарий Распечатать
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Налоги: ответы по темам
4 вопроса
Оставить комментарий 1 марта 2024
Нужно ли платить налог с продажи земельного участка после 10 лет владения, если участок арендовался?

Продал земельный участок, который принадлежал мне более 10 лет. Участок был в аренде у ИП, но я не получал арендную плату. Налоговая прислала уведомление о необходимости подать декларацию 3-НДФЛ за продажу. Слышал, что если владеешь участком более 5 лет, налог платить не нужно. Как быть в моем случае?

4 вопроса
46
3 вопроса
Оставить комментарий 12 февраля 2024
Что такое «нарастающий итог»?

Я недавно зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и выбрала УСН 6%. Теперь мне нужно заплатить налоги, и я столкнулась с понятием «нарастающий итог» в налоговом кодексе. Как его правильно рассчитать? Например, если мои доходы за первый квартал составили 1000 рублей, за второй — 2000 рублей, за третий — 1000 рублей, а за последний — 3000 рублей, как вычислить 6% «нарастающим итогом»?

3 вопроса
47
4 вопроса
Оставить комментарий 10 января 2024
Как правильно реагировать на требование от ИФНС и что оно подразумевает?

Я получил требование от ИФНС, но не совсем понимаю его содержание и какие действия необходимо предпринять в ответ. Как мне правильно поступить в этой ситуации?

4 вопроса
82
3 вопроса
Оставить комментарий 10 января 2024
Обязательно ли являться в налоговую службу по вызову из-за ошибок в декларации 6-НДФЛ за 2018 год?

Я получил уведомление от налоговой службы о необходимости явки из-за ошибок в декларации 6-НДФЛ за 2018 год. Хотел бы узнать, насколько критично соблюдать этот вызов и какие могут быть последствия, если я его проигнорирую.

3 вопроса
95
6 вопросов
Оставить комментарий 8 декабря 2023
Нужно ли разрешение города для размещения рекламы на своем заборе, и обязана ли я платить налог на рекламу?

В моей организации возник вопрос о размещении рекламы на собственном заборе. Необходимо ли получать разрешение у городских властей для такого размещения? Также интересует, нужно ли платить налог на рекламу в этом случае​​.

6 вопросов
778
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте