Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предложила отменить продажу билетов и туров. Точнее, речь идёт об использовании соответствующих терминов. Ведомство указывает, что билет не товар и даже не объект гражданского права, он изначально не подлежит продаже. Когда его продают посредники, пассажир может в итоге не поспасть на борт самолета. Отношения перевозчика с посредником, как правило, имеют "непрозрачный" характер и не соответствуют требованиям законодательства, в том числе о защите прав потребителей. При этом вернуть деньги, переданные посреднику, бывает практически невозможно.
Вместо терминов "туристский продукт" и "реализация туристского продукта" Служба считает нужным ввести понятия "туристские услуги" и "договор об оказании туристских услуг". В результате турфирмы не смогут уклониться от ответственности перед туристами за действия третьих лиц, оказывающих услуги самим туроператорам.
Посредничеству на потребительском рынке посвящена публикация на сайте Роспотребнадзора. В ней, в частности, говорится:
...потребители, "купившие билеты" у агента - посредника воздушного перевозчика, по прибытии в аэропорт нередко с изумлением узнают, что их нет в списках пассажиров или что "проданных" билетов значительно больше, чем посадочных мест в транспортном средстве. При этом у несостоявшихся пассажиров чаще всего отсутствует возможность оперативной связи с реальным исполнителем транспортной услуги, поскольку отношения между перевозчиком и посредником, как правило, имеют "непрозрачный" характер и не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, особенно установленным взаимосвязанными положениями статьи 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон "О защите прав потребителей") и Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"...
...практика привлечения посредников в транспортной сфере ведет к... подмене услуги по перевозке на "услугу по продаже билета", осуществленную субъектом, изначально не имеющим специального права вступать с потребителями в правоотношения по договору перевозки (с учетом лицензирования транспортной деятельности).
Не секрет, что привлечение посредников существенно увеличивает прибыли исполнителей услуг, вместе с тем приводя к затруднению правильной идентификации субъекта ответственности (вплоть до невозможности установить виновное лицо). Наиболее "показательным" примером в этой связи являются положения пункта 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей... в части "наделения" перевозчика некими "правами", означающими фактическую передачу законных обязанностей перед потребителями третьему лицу... в принципе не идентифицируемому в сфере потребительских, гражданских или воздушных правоотношений, что приводит к минимизации или лишению правовой защиты пассажиров со стороны государства. Для граждан негативные последствия необоснованной передачи прав исполнителя услуги такому агенту... выливаются в невозможность вернуть деньги, переданные непосредственно посреднику.
В этой связи Роспотребнадзор считает целесообразным отказаться в сфере транспортных услуг от использования в рамках нормативно-правового регулирования перевозок термина "продажа билетов", противоречащего правовому смыслу основополагающих правил о гражданском обороте (так как билет не товар и даже не объект гражданского права, он изначально не подлежит "продаже"). Одновременно должны быть учтены уже действующие нормы транспортного законодательства, в частности, положения частей 1 - 4 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), в соответствии с которыми билет является всего лишь не обладающим самостоятельной оборотоспособностью документом, подтверждающим заключение договора перевозки между перевозчиком - исполнителем транспортной услуги и пассажиром (потребителем).
При таких обстоятельствах потребителям следует, по возможности, общаться непосредственно с перевозчиком, в целях минимизации рисков возникновения негативных последствий.
Схожие проблемы в последнее время ярко проявились в сфере туристического обслуживания, в которой роль "уполномоченных транспортных агентов" исполняют турагенты, а "продажа билетов" с тем же исходом заменена на "продажу туров"...
...турагент - платежный агент не вправе взимать с плательщика какое-либо вознаграждение за заключение договора о реализации туристского продукта помимо цены такого договора, установленной туроператором - обстоятельство, вытекающее из существа отношений в сфере туристического обслуживания, в том числе из положений статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 132-ФЗ).
Определенные риски для потребителей таятся и в самих понятиях "реализация туристского продукта" и "туристский продукт", формулировка которых в Законе № 132-ФЗ, как показывает соответствующая практика, позволяет недобросовестным туроператорам фактически ограничивать степень ответственности по "договору о реализации туристского продукта" за его качество в целом, что подразумевает комплексное туристическое обслуживание как единую (одну) услугу, при этом сводя свою роль лишь к посреднической миссии по "продаже туров", то есть к действиям по оформлению договора как такового.
Возможным способом устранения обозначенной проблемы мог бы быть отказ от использования терминологии "туристский продукт", "реализация туристского продукта"... с одновременным введением понятия "туристская услуга, включающая в себя…"
...Потребителям же в этой связи следует иметь в виду, что употребление туроператором, турагентом таких терминов, как "тур" (понятие, выведенное из правового поля России еще в 2007 году) и "продажа тура в кредит" (правовой нонсенс), могут объективно свидетельствовать о некомпетентности и дилетантстве субъекта туристской деятельности.
Однако наиболее перспективным стало бы комплексное решение данного вопроса... посредством применения терминов "туристские услуги" и "договор об оказании туристских услуг" (или "договор о туристическом обслуживании") по всему тексту Закона № 132-ФЗ в контексте основополагающих норм статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также с учетом смысла и буквального содержания пункта 2 статьи 779 и пункта 3 статьи 1212 ГК РФ.
Ранее Роспотребнадзор неоднократно обращался к теме защиты прав туристов. Он сообщал, как обезопасить себя при выборе турпутёвки, указывал, как минимизировать риски в турпоездке за рубеж и разъяснял права авиапассажиров, рейсы которых были отложены.
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
"О защите прав потребителей"
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Статья 1212 ГК РФ. Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя
Статья 128 ГК РФ. Объекты гражданских прав
Статья 779 ГК РФ. Договор возмездного оказания услуг
Статья 105 Воздушного кодекса РФ. Перевозочные документы
Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей