Российские водители должны вспомнить все свои теоретические знания ПДД. Ведь, вполне возможно, их ожидают регулярные переэкзаменовки раз в 10 лет. Устраивать проверку знаний при обмене прав в связи с окончанием их срока действия предложил Союз автошкол России. В ГИБДД обещали подумать.
Что случилось?
Союз автошкол России провел третий ежегодный Конгресс автошкол и решил, что российским водителям не хватает знаний и вообще живется очень скучно. В резолюции, принятой по итогам этого конгресса, содержится предложение о введении дополнительного экзамена на знание Правил дорожного движения (ПДД) при каждой замене водительского удостоверения. До сих пор проходить переэкзаменовку нужно только нарушителям ПДД, которых лишили прав. Они должны доказать свои знания, чтобы вернуть себе право управления. Добропорядочным водителям достаточно просто предъявить действующую справку о прохождении медосмотра и допуске к управлению всеми категориями транспортных средств, указанных в водительском удостоверении, и получить права на новый срок.
В ГИБДД отношения к предложению Союза пока явно не высказали, но обещали его внимательно изучить и принять решение по итогам обсуждения. ТАСС сообщает, что МВД уже получило документ и начало его рассмотрение.
Если инициатива получит развитие, как это может отразится на российских организациях и ИП, а также транспортной системе страны в целом? Журналисты выяснили, что кроме проверки теоритических правил ПДД автошколы хотят разделить водительские удостоверения на группы, в зависимости от возраста водителя. Более «взрослым» шоферам придется менять документ и подтверждать свою способность водить машину чаще, чем молодым. Такое разделение связано с тем, что сейчас водители фактически проходят медосмотр только перед заменой прав, ведь ни возить с собой медсправку, ни показывать ее инспекторам ГИБДД не нужно. А чем старше человек, тем больше у него возможных медицинских противопоказаний к вождению транспортного средства.
Сложнее и дороже: ужесточение обмена водительских удостоверений
Инициативы Союза автошкол грозят сделать процесс замены прав более длительным и сложным. На это обратили внимание депутаты Госдумы, которым идея не понравилась. Парламентарии отметили, что право управления транспортным средством гарантируется человеку государством, при условии успешной сдачи экзамена и соблюдения ПДД. Переэкзаменовка нарушит это право. Кроме того, сложности могут возникнуть не только у самих водителей, но и у их работодателей, если такие водители работают по найму. Выпадение работника из рабочего процесса на длительное время принесет организациям не только неудобства, но и убытки. Ведь все логистические схемы могут быть нарушены, если потребность в замене водительских удостоверений возникнет сразу у нескольких водителей.
Минтранс за разделение прав
Грядущая переэкзаменовка не единственная сложность, которая может ожидать водителей и их работодателей. В конце ноября прошлого года Минтранс России предложил разделить всех шоферов на любителей и профессионалов. Для того чтобы попасть в категорию, водители, по мнению чиновников, должны проходить проверку знаний именно в момент замены водительского удостоверения. Законопроект находится на обсуждении, и, поскольку его поддерживают другие ведомства, например Минтруд, шансы получить одобрение у него довольно высоки. Чиновники имеют все основания объединить все предложенные меры в одну и внести их в Госдуму одним пакетом. Произойдет ли это, станет ясно уже в ближайшее время.
Напомним, замена водительского удостоверения является обязательной раз в 10 лет. Для того чтобы поменять права, необходимы сам документ и медицинская справка (а также заявление, удостоверение личности и квитанция об оплате госпошлины). Никаких дополнительных документов для этой процедуры не требуется. Работать по найму могут водители только с национальными правами.