Навигация
Можно сказать, что до 15 сентября 2015 года в российской судебной системе имелся довольно ощутимый пробел. В ней, по сути, отсутствовали правила обжалования законодательных актов и действий чиновников и должностных лиц. Эти вопросы частично регулировались Гражданским процессуальным кодексом РФ, а частично Арбитражным процессуальным кодексом РФ. До сих пор порядок обжалования в "государственных спорах" мало отличался от порядка общего производства. Никаких особых условий не существовало. С принятием Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) такие условия появились. Так что же внесет новый кодекс в судебную систему РФ? Какие перемены ожидают всех нас совсем скоро?
Основные положения КАС РФ и подсудность споров
Кодекс административного судопроизводства — это нормативный акт, который вводит новый порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из административных и других публичных правоотношений. Документ разрабатывали два года, вносили в него множество поправок и постоянно переносили его рассмотрение в Госдуме РФ. Первое чтение Кодекса в российском парламенте состоялось еще в мае 2013 года. Зато потом его приняли в сразу двух чтениях буквально за несколько заседаний - второе чтение КАС РФ прошел 18 февраля 2015 года, а третье и окончательное - 20 февраля 2015 года. Инициатором создания КАС РФ является Президент России Владимир Путин. По его поручению была начата разработка нового Кодекса и именно он внес его на рассмотрение Госдумы РФ. Президент подписал Кодекс административного производства 8 марта 2015 года.
Материал по теме
Госдума приняла Кодекс административного судопроизводства РФ в третьем чтении
Кроме самого КАС РФ был принят Федеральный закон «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», который определил порядок и дату введения нового Кодекса в действие. Именно в соответствии с этим законом, КАС РФ должен заработать 15 сентября 2015 года. Кроме того, предусмотрен переходный период для электронного документооборота между сторонами судебного процесса, предусмотренного КАС РФ. Эти нормы должны заработать только с 1 января 2016 года.
Если говорить о том, какие именно категории споров попадают под юрисдикцию КАС РФ, то можно сказать, что теперь только по его правилам организации, граждане и общественные объединения могут обжаловать любые решения и действия органов власти всех уровней и отдельных чиновников, которые нарушают их права. Кроме того, только в соответствии с требованиями КАС будут оспариваться законы и другие нормативные акты. А также, новому Кодексу подконтрольны споры о результатах и случаях фальсификаций на выборах. Кстати сказать, все вопросы, связанные с выборами, которые пройдут в единый день голосования 13 сентября 2015 года, уже будут рассматриваться по правилам нового Кодекса, поскольку он имеет обратную силу.
Как поясняют эксперты в области права, выведение административных дел из-под юрисдикции ГПК РФ должно положительно отразится на судопроизводстве.
[C=1022]
Отдельно следует отметить, что под юрисдикцию КАС РФ не попадают дела об административных правонарушениях, которые регулирует Кодекс РФ об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения этих дел не изменяется, и об этом отдельно упомянуто в самом новом Кодексе.
Споры, подведомственные КоАП РФ, будут как и раньше рассматриваться судами общей юрисдикции. Отдельной ветви федеральных судов специально под КАС создаваться не будет. Однако, административное производство все равно станет отдельной ветвью судопроизводства, и теперь будет соответствовать требованиям Конституции РФ. Ведь Основной закон изначально требовал такого выделения.
Таким образом, начиная с 15 сентября все дела, которые уже находятся в производстве судов, но попадают под действие КАС РФ, будут рассматриваться в новом порядке. В частности, по этим правилам будут рассматриваться все споры о кадастровой стоимости объектов недвижимости, об оспаривании постановлений и решений, принятых всеми государственными службами, в частности Роспотребнадзором, а так же споры об отмене несправедливых решений о выделении земельных участков гражданам и организациям.
Без профессионального юриста - ни шагу
В соответствии с новыми требованиями, все споры, которые попадают под юрисдикцию КАС РФ суды должны рассматривать только с участием в процессе представителя истца, имеющего высшее юридическое образование. И это требование означает, что, если у самого истца такого образования нет, то он не сможет самостоятельно защищать свои интересы в суде.
Для участия в судебном процессе свое образование придется подтверждать соответствующими документами, как того требует статья 55 КАС РФ. Иначе, представитель не будет допущен к заседаниям. - точно так же, как может быть не допущен и сам заявитель. При этом подтверждение документов потребуется даже в том случае, когда представитель имеет официальный статус адвоката, и его полномочия закреплены соответствующим удостоверением.
Такие требования существенно усложняют порядок обращения в суд по общественным делам для простых граждан. Если в текущих условиях любой гражданин может оспорить закон или постановление государственного органа самостоятельно, не привлекая к делу профессиональных юристов в качестве представителей, то теперь ему придется оплачивать такие услуги. Кроме того, общественные организации, которые зачастую не имели в штате адвокатов, но зато имели большой практический опыт в судах, также не смогут инициировать судебное разбирательство, не наняв перед этим юриста.
Из этого можно сделать вывод, что количество таких споров, особенно в первое время после ведения КАС РФ в действие, должно существенно сократиться. А вот как это отразится на их качественных показателях - большой вопрос.
СМС-повестка из суда
Впервые в российском судебном законодательстве появилась норма, которая позволяет использовать современные мобильные средства связи для информирования участников судебного процесса. При подаче заявления необходимо будет указывать адрес электронной почты и номер телефона, а также пожелания по информированию. После чего, все судебные извещения, в том числе и вызовы на судебные заседания будут осуществляться судом по электронной почте или посредством СМС-сообщений.
Кроме того, новый Кодекс вводит такое понятие, как «административное исковое заявление». Это значит, что форма иска и его содержания будут отличаться от привычного всем простого иска. Кроме того, в КАС РФ предусмотрено, что суд должен помогать заявителю получить необходимые доказательства по делу. Ведь в административных спорах по другую сторону баррикады всегда власть. И доказательства, зачастую, надежно спрятаны в кулуарах этой власти и в сейфах чиновников. По сути, именно это и есть основная причина, по которой был нужен Кодекс административного судопроизводства - оградить организации и граждан от произвола чиновников. С этим соглашаются и эксперты, специалисты в области права. Однако они, в большинстве считают, что нужно было все же создать и отдельные административные суды.
[C=1023]
Насколько такая позиция оправдана, покажет только судебная практика по применению КАС. Однако уже сейчас можно сказать, что новый Кодекс все же расширяет возможности на этапе подачи исков. В частности, появилась возможность подавать коллективные административные иски об оспаривании законодательных и нормативных актов, а также о нарушении прав избирателей.
Отдельно нужно отметить, что абсолютно все электронные документы и доказательства в таких процессах приобретают официальный статус. Правда, только начиная с 2016 года. Однако сразу начинает действовать процедура упрощенного производства. Когда судья может рассмотреть дело об оспаривании нормативного акта или закона без участия сторон и сообщить им о своем решении по делу письмом по электронной почте или даже СМС-сообщением.
Проигрывать станет дорого
Коллективные иски, предусмотренные КАС РФ, хороши еще и тем, что они позволяют разделить финансовое бремя в случае неудачи. Ведь в новом Кодексе прописан принцип "проигравшая сторона полностью оплачивает судебные издержки выигравшей стороны", а это значит, что придется возмещать не только государственную пошлину, но и стоимость всех экспертиз, затрат на доставку в суд свидетелей и доказательств, а также оплату услуг профессионального адвоката.
Вероятно, когда законодатели принимали такие нормы, они в первую очередь думали о возмещении издержек граждан и организаций, оспаривающих действия чиновников. Поскольку судебный процесс с обязательным участием профессионального юриста стоит дорого, то и издержек у простого гражданина или организации также будет не мало. Но беда в том, что в суде можно не только выиграть, но и проиграть. Таким образом, отстаивание своих и чужих прав может обойтись гражданам и бизнесу слишком дорого.
А ведь под юрисдикцию КАС РФ попадают споры по поводу незаконного строительства или нарушения порядка использования водных ресурсов. Это значит, что желая отстоять свое право на чистый воздух и воду гражданин изначально рискует получить многотысячный долг перед государством. Конечно, КАС РФ обязывает судей принимать решения о возмещении расходов на судебный процесс в "разумных пределах". Однако как именно определять такие пределы Кодекс не разъясняет. Поэтому все финансовые вопросы оказываются в руках самого судьи, принимающего решение.
Петербургский адвокат Станислав Кушнер, который имеет огромный опыт ведения судебных дел с государственной властью, утверждает, что в судах пока еще действует принцип - «никто не должен зарабатывать на суде». Поэтому все понесенные стороной расходы, должны быть обоснованы. Однако, ведь и КАС РФ пока еще не начал действовать. Вполне возможно, что в процессах по новому кодексу служители Фемиды будут придерживаться другого принципа - "чтоб неповадно было", и принимать решения о возмещении всех заявленных расходов. Поскольку такие суммы могут оказаться значительными для политических или гражданских активистов, то они начнут задумываться о том, стоит ли рисковать своим личным кошельком, чтобы отстаивать общественные интересы. К примеру, пытаться доказать факты фальсификации на выборах.
Как это будет?
Можно строить множество предположений о том, что принесет российской судебной системе Кодекс административного судопроизводства. Однако, как оно будет на самом деле, покажет только судебная практика. А пока КАС РФ еще не начал действовать, но его уже много раз обсудили, разработали к нему комментарии, а Верховный Суд РФ даже использовал его положения в разъяснениях, данных в постановлении Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Все это означает только одно - суды и юристы уже готовы к вступлению в силу нового Кодекса административного судопроизводства, и собираются встретить его во всеоружии.
А вот что принесет КАС РФ тем, чьи интересы он призван защищать - пока скрыто густым туманом. Но хочется верить, что два года трудов законодателей не пройдут зря, и требования Конституции РФ об обязательном административном судопроизводстве будут соблюдены не только на бумаге.