В нашей стране нерадивый налогоплательщик, а тем более - субъект налогового правонарушения, рискует ощутить на себе всю карающую мощь государственной власти в лице сразу двух репрессивных структур: налогового ведомства (ФНС) и органов внутренних дел (ОВД). Каким образом могут сотрудничать налоговики и полицейские? Что может противопоставить им налогоплательщик? Попробуем разобраться.
Навигация
Формы обмена
Существует несколько законодательно закреплённых форм взаимодействия между фискальным ведомством и полицией. Одна из них – обмен информацией (см. статью 36 Налогового кодекса РФ). Эти межведомственные взаимоотношения становятся актуальными для предпринимателей в тех случаях, когда на основе такого обмена сотрудники ОВД принимают участие в налоговых проверках. По закону сотрудники ФНС обязаны направить соответствующие сведения в органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела при выявлении признаков состава налогового преступления. В то же время фискальным органам также могут быть интересны сведения, которыми располагают правоохранительные органы, в том числе и те, которые стали им известны при проведении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - закон об ОРД). При этом, такие сведения должны предоставляться фискальному ведомству даже без их запроса в тех случаях, когда следователь решает, что участие налоговиков при расследовании преступления необходимо. Закон устанавливает для этого конкретный срок: материалы следует направить по инстанциям в течение 10 рабочих дней с того момента, когда компетентный субъект выявил наличие соответствующих обстоятельств. Кстати, налоговые инспекторы могут в дальнейшем приобщать в качестве доказательств эту информацию. Но для этого требуется соблюсти одно непременное условие: способы получения и методы оформления таких сведений должны полностью соответствовать требованиям к доказательствам закона об ОРД. Ведомственные документы (например, инструкция, утверждённая приказом МВД РФ № 495 от 30.06.2009) закрепляют необходимые реквизиты официального уведомления налоговиков со стороны органов внутренних дел, но апеллировать в суде по поводу нарушений при оформлении таких писем не стоит. Судебная практика показала, что такое нарушение не считается основанием для исключения из дела таких доказательств. Аргументация: вышеуказанный приказ носит только рекомендательный характер, а потому его неполное соблюдение нельзя считать серьёзным процессуальным нарушением. Налоговые органы, получив информацию от коллег из ОВД, обязаны в течение тех же 10 дней на неё отреагировать: назначить проверку (выездную либо камеральную) или отказаться от проведения таких контрольных мероприятий. Отказ, разумеется, должен быть мотивированным: либо по мнению налоговиков в материалах ОВД отсутствуют признаки состава налогового преступления, либо обозначаются объективные условия, препятствующие проведению проверки. Законодательно закреплены и процессуальные сроки для реакции фискального ведомства на информацию ОВД: выездная проверка должна проводиться в том же квартале, когда поступила информация из ОВД. При проведении проверки камеральной должен учитываться срок представления проверяемой организацией декларации за соответствующий налоговый период. Если предполагаемое налоговое преступление совершено в то время, которое не попало в данный период – она проводиться не может. О том, когда представители ОВД могут (или должны) принимать участие в проверках, мы скажем позже. Но даже в тех случаях, когда фискальное ведомство проводит проверку самостоятельно, оно обязано уведомить о её результатах следователя. В любом случае, если налоговики, получив уведомление ОВД о наличие признаков преступления, соглашаются с этой точкой зрения, они обязаны направить запрос на участие полиции в выездной проверке.
Те же и однодневки
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (см. п. 28 ч. 1 ст. 13) предусматривает иные случаи, когда сотрудники ОВД также обязаны принимать участие в выездной проверке налоговых органов при наличии запроса с их стороны по следующим основаниям:
- необходимость участия сотрудников полиции в проведении таких следственных действий, как выемка документов, опрос, осмотр офиса и т.п.;
- противодействие противоправным действиям проверяемых лиц, которые препятствуют налоговым инспекторам при осуществлении ими своих законных действий, в том числе и с угрозой для их здоровья и жизни.
Кроме того, привлечение сотрудников ОВД к контрольным налоговым мероприятиям возможно и по общим основаниям: для проверки фактов возможного нарушения налогового законодательства. Точка зрения ФНС России по этим вопросам конкретизируется в письме от 25.07.13 № АС-4-2/13622. Здесь говорится о том, что участие в проведении выездных контрольных мероприятий сотрудников ОВД необходимо, когда выявлены признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, в том числе и при необоснованных возмещениях НДС), 198 – 199.2 (неуплата налогов и сокрытие имущества, за счёт которого можно произвести взыскание этих налогов). Основанием для привлечения полицейских к проведению проверки могут стать факты противодействия её проведения. К ним налоговики относят как смену учредителей, так и поспешную смену адреса проверяемой организацией, её реорганизацию либо вообще ликвидацию. Разумеется, без внимания налоговиков не останутся и подозрительные действия налогоплательщика в форме банкротства, которые наводят на мысли фиктивном или преднамеренном характере последнего. И, конечно, однодневки. Любая информация о том, что в цепочке продаж присутствует подозрительное звено (например, компания, которая зарегистрирована по утерянному паспорту) вызовет включение в состав выездной налоговой проверки сотрудников ОВД. Практика показывает, что привлечение к проведению налоговой проверки полиции проводится налоговиками весьма оперативно: буквально в тот же день, когда выявляются соответствующие обстоятельства. Этому способствует закон, который позволяет привлекать полицию, как до начала проверки, так и в ходе её проведения. При этом правила поведения сотрудников ОВД и ФНС при проведении выездной налоговой проверки регламентируются разными нормативными актами. Фискальное ведомство должно соблюдать процессуальные нормы налогового законодательства, а полицейские подчиняются требованиям всё того же закона об ОРД. Общее руководство проверкой возлагается на должностное лицо фискального ведомства.
Спасение проверяемого
Оградить налогоплательщика от неприятных последствий при общении с налоговыми органами (и тем более – с полицией) способны только его собственная аккуратность, внимательность и максимально законопослушное поведение. Могут ли предприниматели воспрепятствовать доступу к информации со стороны правоохранительных органов? Напрямую это невозможно. Однако, способы все же есть. Нужно просто применять меры информационной защиты, которые допускаются законодательством об охраняемой тайне (в том числе, тайне коммерческой). Ведь основными распространителями информации (в том числе и конфиденциальной) являются люди: ваши сотрудники, партнёры, контрагенты. Наведите в этом деле порядок - организуйте надёжные способы хранения потенциально опасных сведений, включите в трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников компании положения об ответственности за разглашение коммерческой тайны, оформите приказом перечень сведений, которые вы относите к категории коммерческой тайны (при этом посмотрите, чтобы этот перечень не противоречил закону). Если информация уже просочилась в правоохранительные органы, и эти сведения пытаются использовать против вас – попробуйте обратить внимание суда на процедурные нарушения, имеющие место при её сборе и оформлении. Для этого вам потребуется внимательно изучить соответствующие разделы закона об ОРД и Уголовно-процессуального кодекса РФ. Кроме того, можно попробовать обратить в свою пользу процедурные нарушения, которые иногда допускает полиция и налоговое ведомство при проведении контрольных налоговых мероприятий (обратите внимание, к примеру, на сроки, о которых упоминалось выше). И, наконец, не стоит подставлять себя и давать налоговым органам формальный повод для привлечения к проведению выездной проверки полиции. Тогда мы можем смело говорить: «Нас пугают – а нам не страшно».
Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
Статья 159 УК РФ. Мошенничество
Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»
Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
приказом МВД РФ № 495 от 30.06.2009