Когда оплата счета = договор
Самый большой гражданско-правовой риск - это возможные споры между поставщиком и покупателем относительно того, заключен ли договор. Например, недобросовестный покупатель, сославшись на отсутствие договора, может отказаться принять товар и потребовать возврата предоплаты либо при частичной предоплате - принять товар, но не заплатить остаток денег. А недобросовестный поставщик с той же отговоркой может отказаться отгрузить товар и не торопиться с возвратом аванса. Хотя, конечно, подобные ситуации возможны и при наличии договора, оформленного в виде единого документа и подписанного обеими сторонами сделки.
Однако если покупатель оплатил счет, в котором есть наименование и количество товара, то суды признают договор поставки (купли-продажи) заключенным. Поскольку сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Напомним, что письменная форма договора считается соблюденной и тогда, когда сторона, получившая письменную оферту, выполнила указанные в ней действия или приступила к их выполнению. В нашем случае оферта - это полученный от поставщика счет на оплату, а акцепт - полная или частичная оплата этого счета покупателем.
Примечание. Также в качестве разовых договоров поставки (купли-продажи) суды квалифицируют и отгрузки, подтвержденные лишь товарными накладными с подписью покупателя. В таких ситуациях оферта - это накладная, содержащая все существенные условия, а акцепт - это приемка товара покупателем.
Налоговые риски
Для поставщика отсутствие договора как единого документа никаких неблагоприятных налоговых последствий не влечет. После отгрузки товара он спокойно сможет принять к вычету НДС, исчисленный к уплате в бюджет с полученного от покупателя аванса. Для этого достаточно одной товарной накладной.
В наличии договора больше заинтересован покупатель. С таким документом у него будет меньше проблем при принятии к вычету НДС с покупной стоимости товара и признании стоимости этого товара в расходах для целей налогообложения. Ведь бывает, что налоговики расценивают сделки, совершенные без оформления договора, как документально неподтвержденные и сомневаются в их реальности.
Между тем налоговое законодательство не предусматривает наличия такого договора в качестве обязательного условия для предоставления вычета НДС и признания расходов. Так, для целей налогообложения прибыли договор сам по себе не подтверждает расходы на приобретение товара. В первую очередь этим целям служат первичные документы по отгрузке товара, его оприходованию и принятию к учету (товарная накладная, товарно-транспортная накладная и т.д.). Эти же документы вкупе с надлежаще оформленным отгрузочным счетом-фактурой нужны и для принятия к вычету НДС.
И если покупатели имеют все эти документы и приводят аргументы в пользу реальности совершенной сделки (например, товар оплачен, отгрузку товара подтвердил поставщик, есть документы о перепродаже товара, товар оприходован в качестве ОС, с него уплачивается налог на имущество), то суды встают на их сторону.
Вторая проблема у покупателей при отсутствии договора в форме единого документа - проверяющие не разрешают им принимать к вычету и авансовый НДС. А все потому, что к документам, подтверждающим право на такой вычет, НК РФ, помимо платежки и авансового счета-фактуры, относит еще и договор с условием о предоплате. В тонкости же заключения договора проверяющие не вникают. Поэтому при его отсутствии лучше все-таки не принимать к вычету НДС с уплаченного аванса, а дождаться от поставщика отгрузочного счета-фактуры и только тогда принять НДС к вычету.
СОВЕТ
Если при проверке налоговый инспектор требует от вас договор, а его у вас нет, то легче составить этот документ, чем доказывать, что договор - это оплаченный вами счет. Главное, чтобы поставщик не был против подписать лишнюю бумагу.
Тем более что в этом случае составить договор совсем не трудно, ведь в счете уже есть все необходимые условия.
Пример. Оформление договора на основе имеющегося счета
Поставщик (ООО "Конструктор") выставил покупателю (ООО "Техник") счет N 242 от 19.07.2012 на оплату офисных кресел "Престиж" в количестве 5 шт., стоимостью за единицу 1180 руб., на сумму 5900 руб., в том числе НДС (18%) 900 руб. В счете сказано, что он действителен в течение 10 рабочих дней, а срок поставки - 5 рабочих дней со дня получения полной оплаты.
РЕШЕНИЕ
Договор в этом случае можно оформить так.
+----------------------------------------------------------------+
| ДОГОВОР ПОСТАВКИ N 242 |
| |
|г. Москва 19 июля 2012 г. |
| |
| ООО "Конструктор", именуемое в дальнейшем "Поставщик", в|
|лице генерального директора Иванова С.В., действующего на|
|основании Устава, с одной стороны и ООО "Техник", именуемое в|
|дальнейшем "Покупатель", в лице генерального директора Петрова|
|И.Н., действующего на основании Устава, с другой стороны|
|заключили настоящий договор о нижеследующем. |
| 1. Поставщик обязуется передать, а Покупатель - принять и|
|оплатить офисные кресла "Престиж" в количестве 5 шт.,|
|стоимостью за единицу 1180 руб., в т.ч. НДС (18%) 180 руб.|
|(далее - товар). |
| 2. Покупатель обязуется оплатить товар в течение|
|10 рабочих дней со дня заключения настоящего договора. |
| 3. Поставщик обязуется поставить товар в течение|
|15 рабочих дней со дня заключения настоящего договора. |
| 4. Доставка товара производится Поставщиком по адресу|
|Покупателя, указанному в п. 5 настоящего договора. |
| 5. Адреса, реквизиты и подписи сторон: |
| |
+----------------------------------------------------------------+
Оплаченного счета и накладной вполне достаточно для оформления разовой покупки. Но безопаснее все-таки, когда составлен еще и документ, именуемый договором.
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 19
Узнать подробнее о журнале "Главная книга"