Требования к образованию и обучению |
- Общие вопросы организации медицинской помощи населению
- Вопросы организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний
- Порядок оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Анатомическое строение центральной и периферической нервной системы, строение оболочек и сосудов мозга, строение опорно-двигательного аппарата
- Основные физикальные методы обследования нервной системы
- Основы топической и синдромологической диагностики неврологических заболеваний
- Принципы организации произвольного движения, механизмы регуляции мышечного тонуса, нейрофизиологические и нейрохимические механизмы регуляции деятельности эктрапирамидной нервной системы, патогенетические основы эктрапирамидных двигательных расстройств, гипотоно-гиперкинетический и гипертоно-гипокинетический синдромы, координаторные нарушения, клинические особенности различных типов атаксий, симптомы и синдромы поражений мозжечка
- Признаки центрального и периферического пареза, боковой амиотрофический синдром
- Типы расстройств чувствительности, нейропатофизиологические, нейрохимические и психологические аспекты боли, антиноцицептивная система
- Основные альтернирующие синдромы при поражении ствола головного мозга
- Основные дислокационные синдромы (супратенториального и субтенториального вклинения)
- Синдромы поражения лобной, височной, теменной, затылочной долей, лимбической системы, таламуса, гипоталамуса и гипофиза
- Нарушение высших мозговых функций
- Этиология, патогенез, диагностика и клинические проявления основных заболеваний и (или) состояний нервной системы:
-сосудистые заболевания головного мозга, острые нарушения мозгового кровообращения;
-хроническая ишемия головного мозга;
-демиелинизирующие заболевания;
-инфекционные заболевания;
-опухоли нервной системы;
-черепно-мозговая и спинальная травмы;
- травмы периферических нервов;
-пароксизмальные нарушения (эпилепсия, синкопальные состояния, первичные головные боли);
-нервно-мышечные заболевания;
-заболевания периферической нервной системы (дорсопатии, болевые синдромы);
-метаболические расстройства и интоксикации нервной системы;
-паразитарные заболевания нервной системы;
-дегенеративные заболевания нервной системы;
-экстрапирамидные заболевания;
-деменции и когнитивные расстройства;
-патология вегетативной нервной системы;
-коматозные состояния и другие нарушения сознания
- Современные методы клинической, лабораторной, инструментальной, нейрофизиологической диагностики заболеваний и (или) состояний нервной системы
- Показания к госпитализации в неврологическое отделение (неврологический центр) или отделение нейрореанимации
- МКБ
- Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
|
Требования к опыту практической работы |
- Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей) при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Оценивать соматический статус пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы (внешний осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, пульса, температуры)
- Исследовать и интерпретировать неврологический статус, в том числе:
-оценивать уровень сознания (ясное, оглушение, сопор, кома, делирий);
-оценивать общемозговые симптомы (уровень контакта с пациентом, ориентировка в месте, времени, собственной личности);
-оценивать менингеальные симптомы (ригидность мышц шеи, симптомы Кернига, Брудзинского, Бехтерева);
-оценивать функции черепных нервов (выявлять нарушения обоняния, оценивать изменения остроты зрения и полей зрения, оценивать фотореакции, исследовать объем движений глазных яблок, выявлять анизокорию, диплопию, страбизм, ограничение взора, корковый и стволовой парез взора, выявлять признаки нарушения чувствительности на лице - периферический (ядерное поражение, поражение корешка, ветви нерва) и (или) центральный тип, нарушения жевания, оценивать функции мимических мышц и выявлять центральный и периферический тип поражения мимических мышц, оценивать функции слезной железы, выявлять гиперакузию, нарушение вкуса на передней 2/3 языка, выявлять признаки поражения вестибуло-кохлеарного нерва, оценивать нистагм, вестибулярное и невестибулярное головокружение, снижение слуха, оценивать функции каудальной группы черепных нервов, оценивать подвижность мягкого неба, глоточного рефлекса, глотания, фонацию, вкусовую функцию на задней 1/3 языка);
-выявлять наличие вегетативных нарушений;
-оценивать силу мышц, которые участвуют в поднимании плеч, повороте головы в стороны;
-оценивать четкость речи пациента, выявлять нарушения артикуляции, атрофии мышц языка и нарушение движений языка;
-выявлять альтернирующие синдромы, бульбарный и псевдобульбарный синдром;
-выявлять и оценивать симптомы орального автоматизма;
-исследовать произвольные движения, оценивать объем и силу движений;
-выявлять нарушения мышечного тонуса;
-вызывать и оценивать глубокие и поверхностные рефлексы;
-вызывать патологические пирамидные рефлексы, защитные спинальные рефлексы, клонусы, синкинезии;
-оценивать мышечные атрофии, фибрилляции и фасцикуляции;
- исследовать чувствительность (поверхностную, глубокую);
-выявлять невральные, корешковые, сегментарные, спинальные, проводниковые (спинальные или церебральные) и корковые расстройства чувствительности;
-выявлять симптомы натяжения нервных стволов и корешков;
-оценивать координацию движений;
-оценивать выполнение координаторных проб; -оценивать ходьбу;
-исследовать равновесие в покое;
-выявлять основные симптомы атаксии;
-оценивать высшие корковые функции (речь, гнозис, праксис, чтение, письмо, счет, память, внимание, интеллект) и их расстройства;
-выявлять вегетативные нарушения, нарушения терморегуляции, потоотделения, трофические расстройства, нарушения тазовых функций
- Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Обосновывать и составлять план обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
- Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, в том числе компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, позитронно-эмиссионной томографии, методов функциональной нейровизуализации, рентгенографии, офтальмоскопии, электроэнцефалографии, электронейромиографии, реоэнцефалографии, эхоэнцефалографии, вызванных потенциалов, ультразвукового дуплексного сканирования/дуплексного сканирования/триплексного сканирования/ультразвуковой допплерографии/транскраниальной допплерографии, транскраниальной магнитной стимуляции
- Обосновывать и планировать объем лабораторного обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
- Интерпретировать и анализировать результаты лабораторного обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Производить лекарственные пробы (прозериновая проба, аспириновая проба)
- Выполнять люмбальную пункцию
- Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
- Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачами-специалистами пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Устанавливать синдромологический и топический диагноз у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и осложнений) с учетом МКБ
- Производить дифференциальную диагностику пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
- Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
- Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
|