2 990
Оставить комментарий Распечатать

Как определить критерии оценки сотрудников для премирования

Размер шрифта:

Каждый работодатель нацелен на эффективную и прибыльную работу своего предприятия, чему способствует заинтересованность сотрудников в рабочем процессе. Одним из способов мотивации коллектива является выплата премий. Разберемся, как определить критерии оценки деятельность служащих для выплаты премии.

Условия премирования

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 129 ТК РФ, составной частью заработной платы сотрудников являются выплаты стимулирующего характера, к которым относятся премии. Законодательство не устанавливает оснований и критериев премирования. Работодатель самостоятельно определяет условия начисления сотрудникам поощрительных выплат, закрепляет виды и размеры премий, показатели и критерии при получении наград в следующих локальных документах:

  • коллективный договор;
  • трудовой договор с сотрудником;
  • положение о выплате заработной платы;
  • положение о премировании;
  • иные ЛНА.

Показатели премирования

Показателями премирования являются практические результаты трудовой деятельности, достигнув которых сотруднику полагается поощрение. Работодатель самостоятельно определяет показатели, при достижении которых работники премируются. Они подразделяются на:

  • количественные (например, число произведенной продукции, рост продаж, привлеченных клиентов, заключенных договоров, перевыполнение плана). Применяются, как правило, к работникам, труд которых подлежит измерению;
  • качественные (например, отсутствие брака, жалоб от клиентов, претензий от контрагентов, нарушений трудовой дисциплины, соблюдение стандартов производства, бесперебойной работы);
  • временные (например, досрочное оказание услуг, меньшая продолжительность времени, в среднем затрачиваемого на выполнение работы);
  • инновационные (например, внедрение нового оборудования, технологий).
ВАЖНО!
Независимо от того, какие критерии и показатели распределения премии сотрудникам применяются, они должны определяться в ЛНА максимально конкретно, определенно и понятно всем участникам трудового процесса.

Критерии премирования

Матчасть: порядок и правила премирования

Исходя из показателей, формируются конкретные критерии, при наличии которых выплачивается премия. Можно привести следующий пример критериев оценки сотрудников для премирования, которые подходят всем работающим:

  • высокие показатели в работе;
  • отсутствие нарушений трудовой дисциплины;
  • экономия материальных и финансовых средств работодателя;
  • наличие благодарностей от клиентов и контрагентов;
  • продолжительный стаж работы в организации.

Нужно учитывать, что трудовой процесс и конечный результат производственной деятельности сотрудников различных отделов существенно отличаются. Исходя из особенностей труда, устанавливаются критерии начисления премий различных категорий работников. Например, для тех, кто непосредственно производит продукцию, устанавливаются следующие критерии:

  • выполнение плана;
  • отсутствие или снижение размера брака;
  • экономия расходных материалов;
  • освоение нового оборудования, приемов работы.

Устанавливаются следующие критерии к премированию работников предприятия планово-экономической сферы и бухгалтерии:

  • подготовка и сдача документации в установленные сроки;
  • отсутствие замечаний по сданным отчетам и проведенным контролирующими органами проверкам;
  • отсутствие долгов в расчетах с контрагентами и выплате заработной платы;
  • подготовка документации в короткие сроки.
ВАЖНО!
С установленными критериями премирования сотрудников требуется ознакомить под подпись. Они должны понимать, какие требования необходимо выполнить, чтобы получить поощрение и стремиться достигнуть нужных результатов. Можно, например, разработать шпаргалку по премированию с указанием критериев для конкретного структурного подразделения, которую вывесить для ознакомления в отделе или цехе.
Для сведения: в какие сроки должны выплатить премию

Оценка эффективности сотрудников

Для начисления денежного поощрения требуется проводить оценку эффективности труда сотрудников. Она может быть:

  • коллективной — оценивается работа всего трудового коллектива, отдельных структурных подразделений, отделов, цехов и т. п.;
  • индивидуальной — оценке подвергается труд конкретного работника.

Оценка критериев проводится за определенный период, установленный ЛНА:

  • месяц;
  • квартал;
  • год;
  • время выполнения конкретной работы, услуги (например, выполнения заказа по конкретному договору).

Проводит оценку эффективности, как правило, непосредственный руководитель, возглавляющий структурное подразделение, отдел, цех и т. п. При оценке используются методы, предусмотренные ЛНА. Например, наблюдение за сотрудниками, таблица соотношения ошибок и размера премии, подсчет баллов, присваиваемых за достигнутые критерии и вычитаемых за промахи в работе.

Подробнее: как рассчитывается и оформляется квартальная премия

Кто отвечает за решение о премировании

Лицо, ответственное определять конкретных сотрудников, которым выплачивается премия, и размер вознаграждения, определяется ЛНА. Как правило, решение о премировании принимается руководителем на основании данных оценки эффективности работников, которые предоставляются лицами, возглавляющими структурные подразделения. Данные подаются в виде служебных записок, предложений о поощрении тех или иных сотрудников, расчетов стимулирующих баллов для нормоконтроля по отделам и т. п.

Руководитель по итогам рассмотрения поступивших документов определяет конкретный размер премирования отдельным сотрудникам или структурным подразделениям. Принятое руководителем решение, в котором указывается итоговый коэффициент премирования, оформляется приказом (распоряжением). Приказ направляется в бухгалтерию для начисления премиальных.

ВАЖНО!
Если в организации действует представительный органа работников, система премирования устанавливается с учетом его мнения.
  • 2023-07-17 13:53:55
    Работодатель должен понимать, какие требования предъявляются к показателю к премированию, чтобы избежать проблем с работниками и контролирующими органами. Показатели и критерии должны быть конкретными и объективными, требуется избегать расплывчатых формулировок (например, «за добросовестный труд», «за выполнение норм»). Иначе недовольные сотрудники, не получившие премию или получившие в размере, меньшем, чем они рассчитывали, могут обратиться с иском в суд или с жалобой в трудовую инспекцию.
Оставить комментарий Распечатать
Алешина Ольга
Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.