Журналист

Оставить комментарий

Открытие ИП в 2020 году: пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция, как самостоятельно зарегистрировать ИП:

  1. Собрать и подать необходимые документы.
  2. Встать на налоговый учет.
  3. Зарегистрироваться в других государственных органах.
Содержание

Как зарегистрировать ИП: подробная инструкция

Законодательство обязывает лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регистрироваться либо в качестве юридического лица, либо в качестве индивидуального предпринимателя. Для многих второй вариант — открытие ИП — более предпочтительный, поскольку дает некую маневренность, упрощает ведение документации и отчетность. Но надо разобраться с некоторыми нюансами. В этом вам поможет пошаговая инструкция, как открыть ИП самостоятельно: благодаря ей временные и финансовые издержки уменьшатся.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ, регистрация индивидуального предпринимателя включает в себя 3 больших этапа:

  • подачу документов;
  • постановку на учет в качестве налогоплательщика;
  • регистрацию в иных государственных органах в качестве индивидуального предпринимателя.

Вся процедура выстроена по принципу «одного окна»: заявитель обращается в налоговую инспекцию с заявлением, ИФНС вносит соответствующую запись в Единый реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), передает информацию о новом экономическом агенте в органы статистики и внебюджетные фонды. На все это должно уйти не более 5 дней. Рассмотрим, что конкретно обязан сделать человек, чтобы открыть ИП.

Шаг 1. Собираем и готовим документы

Главная задача для будущего индивидуального предпринимателя — собрать необходимые бумаги. Вот какие документы для самостоятельной регистрации ИП понадобится представить:

  • заявление о регистрации;
  • удостоверение личности;
  • квитанция об уплате пошлины.

Остановимся подробнее на каждом. Заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя — это форма Р21001, представленная в приложении 13 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявление, бланк которого доступен для скачивания ниже, состоит из трех частей:

  • основной, куда записываются персональные данные заявителя, попадающие в дальнейшем в ЕГРИП;
  • листа А, где записываются коды ОКВЭД — видов деятельности, которыми собирается заниматься ИП. Поскольку это довольно сложный процесс, предлагаем воспользоваться нашим бесплатным сервисом. Помните, что коды надо переписывать так же, как они указаны в классификаторе: сначала те, которые отражают основные виды деятельности. Если одного листа недостаточно — разрешается продублировать лист А и уже на втором указать остальные коды ОКВЭД;
  • листа Б, в котором будущий индивидуальный предприниматель подтверждает предоставленные сведения.

Заявление заполняют вручную либо на компьютере (скачайте бланк в конце статьи). Если вы решили воспользоваться техническими средствами, заполняйте пустые клетки заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Если заполняете документ от руки, пишите только заглавные печатные буквы, пользуйтесь ручкой черного цвета, не допускайте исправлений и зачеркиваний. После заполнения необходимых лично вам листов следует пронумеровать страницы (поле «Стр.» находится в верхней части листа).

При распечатывании бланка или заполненного заявления помните, что двусторонняя печать запрещена.

Что касается удостоверения личности, для граждан РФ это паспорт. Для иностранных подданных и лиц без гражданства — иные бумаги, которые позволяют их идентифицировать. Поскольку в удостоверении личности указано место проживания, дата и место рождения, то при отсутствии таких данных заявителям понадобятся дополнительные бумаги. Например, документ о прописке, свидетельство о рождении. Если в наличии только копии этих документов, их подлинность придется подтвердить нотариально. Чтобы сократить расходы, допустимо предъявить вместе с заявлением оригиналы — их заверит сотрудник Налоговой службы.

Последнее, о чем надо сказать, — это госпошлина за регистрацию ИП в 2020 году, и ее сумма составляет 800 рублей. На эту сумму и выписывается квитанция. Но где ее взять? Для этого зайдите на специальный сервис ФНС «Уплата госпошлины» и сформируйте ее. Предстоит только указать ИНН (если он уже имеется) и персональные данные.

После этого соглашайтесь оплатить квитанцию. На следующей странице появится возможность сформировать и распечатать платежку, а затем оплатить ее в любом банке.

Вот, как выглядит квитанция, сформированная для вымышленного Петрова Ильи Семеновича, жителя Санкт-Петербурга.

Шаг 2. Подаем документы

Когда пакет бумаг готов, отправляемся в налоговую инспекцию. Необходимо выбрать ИФНС по месту жительства — там, где индивидуальный предприниматель проживает или преимущественно находится. Для этого пользуемся еще одним сервисом от Налоговой службы — «Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ и/или ИП, обслуживающих данный адрес».

Отметим, что необязательно отправляться к налоговикам лично. Разрешается отправить вместо себя представителя, но тогда ему понадобится нотариально заверенная доверенность и ее копия. Последнюю вкладывают в пакет документов на регистрацию.

Еще один вариант — обратиться в многофункциональный центр. Поскольку они работают без привязки к территориальному признаку — выбирают любой МФЦ. Кроме того, разрешается отправлять заявление по почте. Но придется высылать заказное письмо с объявленной ценностью и описью вложения.

Заранее скажем, что есть еще и пошаговая инструкция, как оформить ИП в режиме онлайн. Пока же помните, что у будущего индивидуального предпринимателя обязательно остается расписка в получении документов. При личном обращении ее выдают в тот же день. При подаче заявления и дополнительных бумаг через МФЦ это делает сотрудник центра.

Если документы отправлены по почте, на следующий день после их получения налоговики направляют заявителю уведомление о вручении.

Шаг 3. Ожидаем решения налогового органа

Если нет никаких претензий и замечаний к пакету документов и их оформлению, ИФНС обязана зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя. Решение налоговики выносят в течение 5 дней, не более. Основания для отказа перечислены в ст. 23 закона № 129-ФЗ. Среди них:

  • представление не всех документов;
  • наличие недостоверных сведений;
  • некорректное оформление бумаг;
  • обращение в налоговый орган не по месту жительства;
  • наличие у физлица статуса предпринимателя;
  • запрет на занятие предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в регистрации индивидуального предпринимателя принимается за 3 дня. О нем заявителю сообщается в письменном виде под расписку либо заказным письмом. Обратите внимание, что документы никто не вернет. Госпошлина тоже не возвращается.

Помните, что в случае несогласия вы вправе оспорить решение ИФНС в досудебном порядке. На это есть три месяца со дня принятия решения. Жаловаться следует лично в инспекцию, путем отправки заказного письма либо с помощью сервиса «Обратиться в ФНС России».

Шаг 4. Получаем подтверждение регистрации

На следующий день после принятия положительного решения сотрудники ИФНС вносят запись о новом предпринимателе в ЕГРИП. С этого момента в Российской Федерации появляется еще один индивидуальный предприниматель.

На этом этапе пошаговая инструкция по регистрации ИП в 2020 году практически подошла к концу. Остается только получить подтверждение факта присвоения предпринимательского статуса. Но в бумажном варианте никакие документы сейчас не представляют. Согласно приказу Минфина от 20.04.2018 № 86н все документы о регистрации индивидуального предпринимателя и бизнеса оформляются в электронном виде. По желанию бизнесмена ему выдадут бумажные копии, но для этого придется подавать отдельный запрос.

Шаг 5. Становимся на учет в других органах

Хотя фактически пошаговая инструкция, как оформить ИП, изучена полностью, необходимо сделать еще несколько важных дел. Для начала следует встать на учет в органах статистики и в государственных внебюджетных фондах. По закону на следующий день после внесения записи в ЕГРИП налоговики обязаны передать данные коллегам из ПФР, Росстата, ФФОМС. Но становиться на учет в ФСС необходимо самостоятельно. Такая процедура предусмотрена, если индивидуальный предприниматель взял на работу помощника по трудовому или гражданско-правовому договору. В случае уплаты страховых взносов только за себя индивидуальные предприниматели становятся на учет в добровольном порядке.

В качестве подтверждения регистрации в ПФР и ФФОМС на почтовый адрес предпринимателя, указанный в заявлении на получение предпринимательского статуса, приходит уведомление. Органы ФСС передают такое подтверждение способом, выбранным самим бизнесменом, а в Росстате формируют уведомление о присвоении кодов статистики после личного обращения.

Шаг 6. Открываем банковский счет

Если осуществлять пошагово самостоятельное оформление ИП, еще один важный этап, без которого нельзя обойтись, — открытие счета в банке. С порядком этой процедуры следует ознакомиться в Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И. В кредитное учреждение приносят:

  • удостоверение личности;
  • карточку с образцами подписей;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке.

Сейчас предприниматели освобождены от обязанности уведомлять налоговиков о расчетном счете. Это делают сами кредитные учреждения.

Шаг 7. Получаем дополнительные разрешительные документы и закупаем необходимую технику

Итак, собственное дело открыли, а что делать дальше после регистрации ИП, на что обратить внимание?

В обязательном порядке следует проконтролировать, какие разрешительные документы необходимы для работы. Это патенты, лицензии, сертификаты.

Кроме того, надо помнить, что в большинстве случаев расчеты с клиентами обязательно осуществляются с помощью контрольно-кассовой техники, в том числе с использованием онлайн-касс. Этот момент следует держать на контроле, чтобы бизнес не начался со штрафов и походов по контролирующим органам.

Как оформить ИП через Интернет

В этой части статьи кратко рассматривается пошаговая инструкция: открыть ИП через Госуслуги, то есть с помощью современных информационных технологий.

Первый вариант — при наличии зарегистрированной учетной записи воспользоваться сайтом госуслуг. Второй — обратиться в ФНС с помощью сервиса «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя».

В обоих случаях придется заполнить электронное заявление о регистрации в качестве ИП. После этого система сформирует платежное поручение на уплату госпошлины. Если платить таким способом — сумма уменьшается на 30 % и составит 560 рублей. А с 01.01.2019 вопрос, сколько стоит открыть ИП в 2020 году, для многих отпал: при подаче онлайн-заявлений госпошлину не берут.

Конечно же, вас интересует, какие документы понадобятся для открытия ИП через Интернет? По факту — никаких. Заявление отправляется автоматически, оплата через онлайн-банк видна, а подтверждать личность не придется, поскольку это уже сделано при подтверждении учетной записи. Останется только получить на почту или в личный кабинет налогоплательщика документы, подтверждающие успешную регистрацию и внесение записи о новом индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП.


Бланк заявления

Скачать

Мотрой Алена
Мотрой Алена Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого оставьте комментарий под статьей. Мы его прочитаем, исправим ошибку и расскажем о результате.
Комментарии
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте
Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?