В бухгалтерии специалисты широко оперируют понятиями «активы» и «пассивы». Но не все люди, знакомые с учетом поверхностно, знают, что это такое. Из этой статьи можно узнать, что относится к активам предприятия, какими они бывают и как отразить их в бухучете без ошибок.
Навигация
Если отвлечься от бухгалтерской терминологии, можно сказать, что активы предприятия — это все, чем оно владеет. Как в материальном смысле, так и в нематериальном. В активы входят:
- деньги, размещенные на банковских счетах организации и в кассе;
- товарные запасы;
- основные средства (оборудование, транспорт, недвижимость и т. д.);
- производственные запасы (сырье, готовая продукция);
- ценные бумаги;
- дебеторская задолженность (то, что должны предприятию другие лица);
- права на изобретения, патенты, авторские права и т. д;
- доли в других компаниях;
- любое другое имущество или имущественные права.
Официальное определение этого понятия дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29.12.1997. В соответствии с этим документом:
Активы организации — это хозяйственные средства, контроль над которыми она получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести организации экономические выгоды в будущем.
Из этого определения очевидно, что все имущество, финансы и различные права необходимо строго учитывать, а также управлять ими. Ведь только в этом случае они могут принести прибыль (ту самую экономическую выгоду). Как это происходит? Будем разбираться.
Классификация
Приведенные выше примеры активов показывают, что это понятие очень разноплановое. В их число входят и права, и финансы, и материальные ценности. Именно так выглядит самое основное их деление на 3 большие группы:
- Материальные.
- Нематериальные.
- Финансовые.
Но это еще не все, по типу использования их компанией они могут быть:
- оборотными — которые постоянно используются в хозяйственной деятельности предприятия, т. е. участвуют в обороте;
- внеоборотными — непосредственно не участвующие в обороте, но влияющие на достаток и ликвидность компании (самый яркий пример — основные средства).
Также все материальные и нематериальные ценности можно поделить на:
- собственные и привлеченные (арендованные средства, особенно на долгий срок, также являются активами);
- производственные и непроизводственные;
- высоко-, средне-, малоликвидные и неликвидные;
- валовые и чистые.
Каждая из этих классификаций раскрывает определенный признак имущества или финансов. Это позволяет систематизировать их характеристики, а значит, и оценить деятельность и прибыльность коммерческого предприятия в конкретных экономических условиях. Анализ хозяйственной деятельности невозможен без тщательной оценки активов, так как на его основании принимаются управленческие решения о перспективах и текущем развитии бизнеса. Также их корректный учет очень важен для финансовой и налоговой отчетности.
Анализ и управление
Управлять ценностями организации можно только путем тщательного их учета, планирования и контроля использования. Это целая сбалансированная система мер, направленная на разработку и реализацию управленческих решений, связанных с оборотом активов. Такой оборот заключается в:
- поступлении имущества или финансов на баланс (приобретение, займ, аренда);
- учете остатков на складах, в производстве и на реализации;
- выбытии имущества (реализация, списание, передача в аренду и т. д).
Финансовый менеджмент должен быть всегда направлен на рост рыночной стоимости предприятия и повышение его рентабельности, а значит, и ликвидности. Алгоритм действий, которые ежедневно должны выполнять бухгалтеры, экономисты и руководство каждой компании, выглядит так:
- Создание достаточного уровня необходимых для хозяйственной деятельности товарных и производственных запасов, финансов, оборудования, недвижимости и тому подобного.
- Повышение уровня производительности предприятия, а также его потенциальной доходности.
- Эффективное использование всех ресурсов с учетом всех возможных коммерческих рисков и сферы деятельности компании.
- Минимизация рисков при заданном уровне рентабельности.
- Повышение ликвидности активов, а также их оборачиваемости.
- Поддержание достаточного уровня платежеспособности.
- Минимизация затрат на организацию оборота активов.
Учет и контроль
Для того чтобы учитывать имущественные, нематериальные и финансовые запасы, бухгалтеры предприятия используют так называемые активные счета из плана счетов. В частности, в большинстве случаев это такие счета, как:
- 01 «Основные средства»;
- 04 «Нематериальные активы»;
- 10 «Материалы»;
- 41 «Товары»;
- 43 «Готовая продукция»;
- 50, 51, 52 учет денежных средств на банковских счетах, в кассе и в валюте;
- 58 «Финансовые вложения».
А также другие счета бухгалтерского учета. При этом обязательно применение принципа сплошного документооборота, то есть каждая операция должна быть оформлена документом. Порядок определен Федеральным законом о бухгалтерском учете и конкретными нормативными актами, регламентирующими учет тех или иных объектов и хозяйственных операций.
Для информации: как правильно анализировать и рассчитывать оборачиваемость запасов