Навигация
Сомнительно-подозрительные операции
- заключение фиктивных контрактов,
- нелегальный вывод средств за рубеж,
- выдача рискованных, необеспеченных реальными средствами кредитов.
Причем, если раньше наказывали кредитные учреждения по итогам каждого квартала, сейчас даже разовые сомнительные операции могут иметь серьезные последствия. ЦБ мгновенно реагирует на все крупные - объемом свыше 3 миллиардов рублей - сделки, анализируя их характер, экономический смысл и очевидные законные цели. [C=603] К существующим строгим правилам работы Росфинмониторинг предлагает добавить еще и обязанность по идентификации иностранных юридических образований, а также их бенефициарных владельцев. При приеме на обслуживание и непосредственно во время обслуживания иностранных трастов, созданных российскими компаниями и гражданами, банкам предстоит выяснять место регистрации и наименование таких организаций, а еще адрес местонахождения, и всю структуру собственности.
Иностранцев стало меньше
Работа ЦБ по очищению рынка дает результаты, признают представители регулятора. В третьем квартале 2013 года объем сомнительных операций на отечественном рынке достигал 5,8 миллиарда долларов, а уже во втором квартале этого года - 1,6 миллиарда долларов. За это время отозвано 76 лицензий, а 41 кредитная организация постаралась принять надлежащие меры.
Материал по теме
Путин: ничего особенного в отзывах лицензий у банков нет
Всего же за последние 5 лет ЦБ отозвал свыше 150 лицензий. И на этом фоне заметно, как покидают рынок нерезиденты. К 1 июля общая сумма инвестиций иностранцев в уставные капиталы действующих кредитных организаций насчитывала чуть более 400 миллиардов рублей, что на 1,77% ниже, если сравнивать с первым кварталом. При этом доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банков снизилась до 24,96%, то есть на 1,22%, а "чистых нерезидентов" стало меньше на 1,47% (21,06%). Представители ЦБ не скрывают, что уход зарубежных банков (а среди них есть украинский Москомприватбанк, казахские «АФ-банк» и «БТА-Казань», черногорский «Атлас-банк») спровоцирован, в том числе, чисткой рынка и лишением лицензий ряда игроков с иностранным капиталом. Зато теперь в руках резидентов больше активов, радуются в Банке России.
Докапитализация = ликвидация
Очередным шагом в сокращении рынка станет грядущая докапитализация. Уже к 1 января 2015 года минимальный размер уставного капитала кредитных организаций должен вырасти со 180 до 300 тысяч рублей. Причем, увеличение капитала должно формироваться за счет заработанной прибыли, напоминают в ЦБ.
Впрочем, по прогнозам экономистов, не все банки смогут продолжить работу в новых условиях. Порядка 100-120 организаций увеличить уставный капитал, скорее всего, не успеют. Среди тех, кто не выдержит, очень много региональных учреждений - «Майма» (Алтай), Народный банк Республики Тыва, Махачкалинский Городской Банк, «Симбирск» (Ульяновск), Надежный Банк (Калуга), Ипозембанк (Самара), Северстройбанк (Вологда), Бузулукбанк (Оренбург) и еще целый ряд банков из Калмыкии, Якутии, Кабардино-Балкарии, Кемеровской области.
Материал по теме
Совфед одобрил повышение минимального капитала банков
При этом большинство кредитных учреждений все-таки надеются на чудо, а точнее на акционеров, полагая, что они - самые надежные инвесторы. Лишь единицы готовы к слиянию или поглощению ради продолжения бизнеса. Есть еще возможность выпустить дополнительные ценные бумаги и продать их, но это слишком долгое и ненадежное мероприятие по привлечению средств, уверяют специалисты. Между тем, если банк не успеет нарастить уставный капитал, он получит статус небанковской кредитной организации, которые, как показывает практика, на отечественном рынке долго не задерживаются. В итоге, прогнозируют экономисты, до начала будущего года, вероятнее всего, доживут порядка 700-750 банков из существовавших на 1 июля 884. По подсчетам самого ЦБ, в начале года у 251 банка имелся уставный капитал в пределах 150-300 тысяч рублей. Это и есть претенденты на выживание. Что касается остальных, эксперты уверяют: от их ухода система потеряет немного, поскольку их доля на рынке - не более 1% совокупных активов.
Чем все закончится
В правительстве и в Банке России не сомневаются, что у зачистки еще много резервов. Причем, кампания эта должна была начаться намного раньше, чем пришла Набиуллина. Так, еще в 2012 году нынешний министр экономического развития Алексей Улюкаев, а тогда запред ЦБ отмечал, что всю кредитную работу проводит примерно 200 крупных и средних банков. То есть уже тогда власти задумались, нужны ли им остальные организации. А с приходом Эльвиры Сахипзадовны регулятор запустил целую кампанию по оздоровлению банковской сферы, как ее назвала сама председатель ЦБ. И это не временная кампания или одноразовая акция, это борьба с неустойчивыми и сомнительными игроками, с теми, чье финансовое состояние неудовлетворительно и кто активно связан с обслуживанием незаконного денежного оборота, уточняет чиновница. Но такая «чистка» в банковском сегменте не может не отразиться на бизнесе в целом. По некоторым данным, юридические лица от отзыва лицензий к началу года уже потеряли 81,3 миллиарда рублей. И это что называется чистые потери, а реальные – подсчитать никто не может.
В то же время эксперты отмечают снижение темпов розничного кредитования и прогнозируют стагнацию на рынке недвижимости, поскольку ипотечные кредиты также станут небезопасными для банков. Еще одно последствие зачистки банковского рынка - падение доверия к коммерческим банкам. Это заставляет вкладчиков, в том числе юридических лиц, переводить вклады в более крупные компании. Так что в "тренде" будут именно государственные универсальные банки, занимающие по активам верхние строчки рейтинга, уверяют эксперты.