Теперь поговорим о расходах. Что можно по их поводу сказать? Ну, первое и самое главное – структура расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, та же, что и в бухгалтерском учёте. Ничего необычного нет – видим всё те же амортизацию, материальные расходы, расходы на оплату труда, прочие расходы (например, проценты за пользование заёмными средствами).
И варианты выбора, предлагаемые НК РФ, тоже во многом схожи с теми вариантами, которые приводятся в различных ПБУ. Так что же делать организации – просто скопировать принципы отбора расходов из бухгалтерского учёта в налоговый? Можно, конечно. Но при этом всё-таки следует, помимо принципа «сближения двух учётов», руководствоваться принципами целесообразности и налоговой выгоды. С чего начнём? Давайте с основных средств и нематериальных активов. Они и в бухгалтерском учёте учитываются похожим образом, так что неудивительно, что в налоговом учёте они объединены в общую группу под названием «амортизируемое имущество». Каков критерий отнесения к амортизируемому имуществу? Единый – срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 40 тыс. руб. (абзац 1 пункта 1 статьи 256 НК РФ). Чувствуете отличия от бухгалтерского учёта? Нет? Зря. В бухгалтерском учёте организация могла при желании вообще отменить стоимостной критерий для признания имущества основным средством. Основным средством могло стать что угодно – хоть ручка, хоть линейка, хоть карандаш. Зачем? Ради ложного представления о «сохранности имущества» - мол, если мы объявим карандаш основным средством, которое должно (!) служить более 12 месяцев (?!), то сотрудник не утащит его домой… В бухгалтерском учёте подобное возможно. В налоговом – исключено. В общем, разобрались – то имущество, которое на сегодняшний день (лимит ведь и увеличить могут) дешевле 40 тыс. рублей, амортизируемым не может быть ни под каким видом. Оно тут же относится к категории материалов и списывается в состав расходов на дату передачи в производство (согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ). А если дороже 40 тысяч и срок полезного использования свыше 1 года – значит, это уже амортизируемое имущество. Стало быть, что? Стало быть, в состав расходов оно будет списываться не сразу, а постепенно в течение срока полезного использования. Получается, опять сходство с бухгалтерским учётом? Получается так. Но… В бухгалтерском учёте организация вправе выбрать абсолютно любой порядок определения срока полезного использования. И никто тебе слова не скажет, если ты аргументировано докажешь, что у простого карандаша срок полезного использования – 13 месяцев, а у молотка – 5 лет. А у персонального компьютера – и все 10. Сплошная размытость и вкусовщина. НК РФ по этому поводу более чёток и конкретен - срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учётом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 статьи 258 НК РФ). В настоящее время действует Классификация, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Постановление № 1). Берёшь эту классификацию и, исходя из содержащихся в ней характеристик объектов основных ср едств, выбираешь, под какую из них твой объект подходит. Желательно, конечно, чтобы это делал не бухгалтер, а тот, кто разбирается в технических характеристиках оборудования. Своего нет – со стороны кого-нибудь пригласите. Срок полезного использования определён? Теперь решаем ещё одну задачу – выбираем порядок присвоения сроков полезного использования основных средств внутри амортизационных групп. Ведь в Постановлении № 1 по амортизационным группам устанавливается временная «вилка» - от стольких-то лет до стольких-то. И каковы варианты? Да всё те же, что мы уже разбирали на примере бухгалтерского учёта:
- единый для всех основных средств, входящих в амортизационную группу;
- общий для группы однородных объектов;
- индивидуальный для каждого инвентарного объекта.
Какой лучше? Да все хороши по-своему. Желательно, конечно, чтобы выбор, сделанный в пользу одного из указанных методов, соответствовал аналогичному выбору, сделанному для целей бухгалтерского учёта. И хлопот меньше, и путаница не появиться. Но, если конечно кому-то захочется отравить жизнь бухгалтеру, то можно в данном случае бухгалтерский и налоговый учёт «развести». Чисто из вредности, потому что внятных объяснений в данном конкретном случае – почему для целей бухгалтерского учёта применяется «единый метод», а для целей налогового учёта метод «индивидуальный» - не будет. Если есть возможность избежать возникновения разницы между бухгалтерским и налоговым учётом, то ею надо воспользоваться. Вкратце напомню, что означают вышеуказанные варианты. При применении «единого метода» у амортизируемого имущества, относящегося к одной амортизационной группе, выбирается общий (единый) срок полезного использования. Вот возьмём, к примеру, пятую амортизационную группу, срок полезного использования имущества, относящегося к ней, располагается в пределах «свыше 7 лет до 10 лет включительно». Видов имущества тут много, и при том самого разнообразного – и сборно-разборные нежилые здания, и магистральные теплосети, и автомобильные дороги, и станки с ЧПУ… А вот мы возьмём, да и запишем в учётной политике, что все основные средства организации, которые под эту группу подпадают, имеют единый срок полезного использования – 8 лет! И кто нам что на это скажет? Мы в своём праве! Не нравится? Считаете, слишком грубый метод? Ну, давайте пойдём по другому пути – совершенно противоположному. Как вам «индивидуальный метод»? Вот тут уж любая уравниловка будет исключена. Только при таком подходе придётся тратить лишнее время на присвоение срока в каждом конкретном случае, по каждому однотипному объекту… Однотипному? А это идея! И тут перед нами появляется промежуточный метод – «единый для группы однородных объектов». То есть – отдельно для зданий, отдельно для теплосетей, отдельно для дорог, отдельно для станков. И индивидуальные особенности учитываются, и про общий подход не забыто.
Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.
Статьи цикла:
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль - Амортизация имущества (часть 2)»
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль - Амортизация имущества (часть 3)»
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль - Амортизация имущества (часть 4)»
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль - Амортизация имущества (часть 5)»
- «Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль - Амортизация имущества (часть 6)»
Статья 256 НК РФ. Амортизируемое имущество
Статья 272 НК РФ. Порядок признания расходов при методе начисления
Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1