Министерство внутренних дел и Федеральная налоговая служба поменяют порядок взаимодействия по вопросам предупреждения, выявления и пресечения налоговых преступлений. Ведомства подписали совместный Приказ на этот счет. Он вносит изменения в Приказ "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".
Так, утратит силу "Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления". В Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок отменяются три пункта:
22. В случае вынесения органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23. О принятом в соответствии со статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом налоговому органу разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
24. В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган.
На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с действующим законодательством отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении производством и привлекает нарушителя к административной ответственности.
В данном случае сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться в соответствии с пунктом 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Зато новая норма появилась в Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения:
"В случае, если материалы, направленные органом внутренних дел в налоговый орган, свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах и сборах, влекущих уголовную ответственность, налоговый орган одновременно с уведомлением о принятом решении о назначении выездной налоговой проверки направляет в соответствующий орган внутренних дел запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.".
Добавим, налоговому контролю посвящена Глава 14 Налогового кодекса, непосредственно налоговым проверкам – статья 87 и последующие.
Так, вопросы назначения и проведения выездной налоговой проверки регулирует статья 89 НК РФ. В ней говорится, что выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Они также не могут проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Для исключения из этого правила необходимо специальное решение руководителя ФНС. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до 4, а в исключительных случаях - до 6 месяцев.
Формы документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок, а также основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Совместный приказ ФНС и МВД вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. На данный момент он опубликован не был.
Приказ МВД РФ N 1144, ФНС РФ N ММВ-7-2/774@ от 14.11.2011
Статья 4.5 КОАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности
Статья 82 НК РФ. Общие положения о налоговом контроле
Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки
Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка
Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@