Все нестандартное — это нарушение закона: 11 вопросов к Александру Кулакову

Размер шрифта:

Навигация

Об эксперте Александре Кулакове:

Наш собеседник — опытный юрист с 25-летним стажем, специализирующийся на защите прав участников закупок. Обладая тремя высшими образованиями — юридическим, экономическим и в сфере закупок, он более 15 лет ведет частную юридическую практику, защищая интересы клиентов в рамках законов №44-ФЗ, №223-ФЗ, №135-ФЗ, №275-ФЗ, а также в сфере торгов и тендеров. За свою карьеру он подготовил и направил более 2000 жалоб в ФАС России и региональные УФАС, добившись положительных решений об устранении нарушений на сумму более 500 миллионов рублей.

Александр работает во всех регионах страны, оказывая услуги удаленно, включая участие в онлайн-заседаниях антимонопольных органов и арбитражных судов посредством видеоконференцсвязи. Он также является автором популярного Telegram-канала «Закупочная практика», где публикует ежедневные обзоры решений Верховного Суда РФ, антимонопольных органов и арбитражных судов по вопросам закупок, торгов и связанных с ними нормативно-правовых актов. Канал содержит уникальную подборку практики Верховного суда РФ в этой области.

О начале пути в сфере госзакупок

Как вы пришли в сферу госзакупок? Что привело вас в эту область и почему решили специализироваться именно на ней? Может быть, было какое-то дело, которое стало для вас определяющим?

В госзакупки пришел по зову сердца, когда Общероссийским народным фронтом «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) был создан проект «ЗА честные закупки» для борьбы с нарушениями в госзакупках. Я присоединился к этому движению на общественных началах и стал осуществлять общественный контроль в этой сфере, выявляя нарушения и обращаясь с заявлениями в антимонопольные органы страны об устранении этих нарушений. Сам ОНФ как-то высказался, что я не являюсь их активистом, но это было ошибочное заявление, так как форма участия в ОНФ не предусматривала членства, и каждый желающий мог просто совершать добрые дела. Впоследствии я получил специальное образование в сфере закупок и стал практикующим юристом в закупках.

О крупных нарушениях в госзакупках

Вы пишете, что подали более чем 2000 обращений в антимонопольные органы. Какова сумма самого крупного нарушения? На какие нарушения чаще всего приходится обращать внимание контролирующих органов?

С 2011 года мною было подано более 2000 обращений в антимонопольные органы страны по разным нарушениям, по которым антимонопольные органы отменили закупок на сумму свыше 500 миллиардов рублей, при этом предотвращен ущерб на десятки миллиардов рублей. Самые крупные закупки, по которым Федеральная антимонопольная служба России отменяла торги, были связаны с необоснованными укрупнениями предмета торгов, в том числе в разных регионах страны. За такую работу полагается государственная награда, но кто же будет писать представление о награждении на простого гражданина страны?! У нас модно награждать только чиновников и их друзей, при этом мало кто обращает внимание на труд рядовых граждан, которые просто трудятся на благо страны.

Об эволюции нарушений в госзакупках

Схемы нарушений в госзакупках постоянно эволюционируют. Как они изменились за последние годы? Какие тенденции вы наблюдаете?

Нарушения в госзакупках, какие были, такие и остались: сговоры на этапе подготовки закупочной документации, сговоры на этапе участия в торгах — основные. Беда в том, что полиция не способна на сегодняшний день выявлять и предотвращать такие преступления по банальным причинам:

  • некомплект оперативного состава до 70%,
  • необразованность в сфере закупок,
  • отвлечение от основной оперативной работы патрулированием, конвоированием, совещаниями,
  • загрузка работой с отчетностью, справками,
  • низкая заработная плата,
  • высокая нагрузка на одного оперативника (по 30 заявлений в месяц).

У чекистов такой нагрузки нет, поэтому они могут работать свободно и эффективно раскрывать коррупционные преступления в экономике, в том числе в сфере госзакупок и закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ.

О недавних изменениях в законодательстве

Законодательство в сфере госзакупок обновляется, наверное, даже чаще, чем хотелось бы. Какие недавние изменения вы считаете наиболее противоречивыми? Почему?

Все изменения были своевременны и направлены на развитие. Поэтому говорить о том, что не получилось, не следует.

О влиянии санкций и импортозамещения

Санкции и курс на импортозамещение значительно повлияли на экономику. Как эти факторы отразились на системе госзакупок?

Да, по сути, никак не отразились. Это же рынок. Изменились только цены и ассортимент товаров.

О проблеме коррупции в госзакупках

Проблема коррупции в госзакупках остается актуальной? Насколько, по вашему мнению, она распространена? Есть ли региональные отличия? Какие методы борьбы с ней вы считаете наиболее эффективными?

Коррупция в госзакупках латентна (скрыта), и по моим подсчетам, подавляющее число коррупционных преступлений в сфере экономики возникают именно в сфере госзакупок (выявляется 10%, 90% — уровень скрытых преступлений, которые не выявят вообще). Правоохранительные органы не могут справиться с ней, так как у них возникают административные барьеры при раскрытии этих преступлений: руководство правоохранительных органов и руководство регионов, как правило, не хотят ссориться, из-за чего полиция практически не занимается такими сложными делами. «Чекисты» же работают очень хорошо и продуктивно, но, к сожалению, только по крупным делам, и на более мелкие процессы у них не хватает рук, что зачастую позволяет чиновникам совершать коррупционные правонарушения в сфере закупок и менять место работы, оставаясь не привлеченными к ответственности.

Отсюда появилась идея полностью расформировать ведомство, разделив его функции между Росгвардией, ГАИ, Миграционной службой, Следственным комитетом и Прокуратурой. После чего высвобожденные штатные единицы оставшихся оперработников добавить в штат ФСБ России (при этом речь не идет о переводе бывших сотрудников полиции в штат ФСБ, речь идет просто об увеличении штата оперсотрудников ФСБ в регионах. Для чего они могут набрать соответствующие им кадры из профильных ВУЗов или из армии).

Также следует напомнить, что прокуратура сейчас ничего не делает в сфере выявления нарушений в сфере закупок (только пересылает жалобы и заявления в УФАС), а могла бы заниматься проверками закупок и торгов на этапе их проведения для целей предотвращения нарушений. В качестве профилактики можно закрепить за прокуратурой и минюстом обязанность проверки закупочной документации на предмет нарушения действующего законодательства, в том числе обоснования начальной максимальной цены контракта, что значительно сократит нарушения в этой сфере.

Эффективно было бы ужесточить ответственность за злоупотребления в этой сфере, возникающие:

  • при обосновании начальной максимальной цены контракта,
  • при разработке проектно-сметной документации,
  • принятии протоколов по итогам торгов, а также за незаконные решения членов комиссий антимонопольных органов, которые в настоящее время никаким образом не несут ответственности за свои незаконные решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной, включении (не включении) информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Региональных отличий в нарушениях нет, везде все одно и то же.

В связи с этим предлагается создание базы практических решений Верховного суда РФ для использования в практической деятельности ФАС России и региональных УФАС по наиболее сложным вопросам, для чего и создан мой канал, аналогов которому на сегодняшний день в стране нет.

О барьерах для новых участников госзакупок

Для новых участников вход в систему госзакупок представляется весьма сложным. Так ли это и какие реальные барьеры существуют для новичков? Как их можно преодолеть?

Никаких барьеров нет. Есть только неграмотность в этой сфере. Многие руководители пренебрегают подготовкой кадров в сфере закупок, а некоторые даже не знают об этом и не имеют таких специалистов в штате. От этого возникает недомыслие.

О технологических инновациях в госзакупках

Технологические инновации сейчас активно внедряются в различные сферы. Какие технологии могут радикально изменить систему госзакупок в ближайшие годы?

Систему госзакупок можно изменить принятием Кодекса о закупках в РФ единого для всех участников закупок и заказчиков, не зависимо от их организационно-правовой формы. В этой сфере необходима унификация законодательства. Из-за множества законов в сфере закупок (Закон 223-ФЗ, 175-ФЗ, 275-ФЗ, 44-ФЗ, 135-ФЗ), возникают противоречивые решения, как у антимонопольных органов, так и у судов, для которых госзакупки, вообще темный лес из-за наличия в них огромного количества подзаконных нормативных актов. Данные Законы можно объединить в одном Кодексе.

Отдельно хотелось бы сказать по 223-ФЗ: этот закон на сегодня мало регулирует торги, так как все заказчики пишут под себя положения о закупках и у всех они получаются разные, поэтому антимонопольные органы не могут их оценивать на этапе рассмотрения жалоб на документацию. А отдельные жалобы на Положения о закупках подаются редко и практически ни к чему не приводят. Поэтому нужен либо отказ от 223-ФЗ и перевод всех закупок и торгов на 44-ФЗ, либо создание Кодекса о закупках в РФ для всех участников торгов и всех видов закупок (торгов).

О нестандартных перспективах для бизнеса в сфере госзакупок

В каждой отрасли есть свои неочевидные возможности. Какие нестандартные перспективы для бизнеса вы видите в сфере госзакупок?

Все нестандартное — это нарушение закона. Поэтому даже не советую никому этим заниматься, так как рано или поздно это приведет к привлечению к административной или уголовной ответственности.

О ведении Telegram-канала о закупках

Вы ведете популярный Telegram-канал о закупках. Как возникла идея его создания? Каким образом вы монетизируете свою экспертизу в этой нише?

Идея создания телеграм-канала «Закупочная практика» возникла в связи с желанием помочь повысить свою квалификацию Участникам закупок и Заказчикам, в том числе судьям, юристам, адвокатам, работникам антимонопольных органов, так как в последнее время стало слишком много незаконных решений антимонопольных органов, и решений судов первой и апелляционной инстанций (которые отменяются в кассации). Никакой монетизации от канала у меня нет, так как в канале вообще отсутствует реклама, за счет чего можно было бы получать доход. Это полностью благотворительный проект. Некоторые подписчики обращаются ко мне за консультациями, которые я оказываю бесплатно. Некоторые обращаются за защитой в ФАС России или УФАС при написании жалобы или рассмотрении обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, некоторые просят написать исковые заявления и защитить нарушенные права в арбитражном суде, но их очень мало — один, два в год.

О сохранении объективности в работе

Будучи экспертом, вы консультируете различных участников закупок — как заказчиков, так и исполнителей. Как вам удается сохранять объективность в работе? Сталкивались ли вы с ситуациями конфликта интересов?

Конфликта интересов у меня не возникало, так как я всегда предупреждаю об этом тех, кто ко мне обращается.

Александр Элеазер Главный редактор ППТ.ру