Верховный суд о госзакупках. День за днем. 24.12.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно изменения вида разрешенного использования земельных участков в целях заключения арендного договора, недопустимости включения в контракт невыгодных условий для подрядчика и вопроса включения нескольких взаимозаменяемых лекарственных препаратов в контракт на поставку.

Навигация

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика»

Изменение разрешенного использования земельных участков для заключения договора аренды

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что изменение комитетом по управлению имуществом (в данном примере — КУМИ Курской области) вида разрешённого использования земельных участков, находящихся в госсобственности, с вида, запрещающего предоставление в аренду без торгов, на вид разрешённого использования, допускающего такое предоставление — «Предоставление коммунальных услуг» для целей предоставления преимущества в предпринимательской деятельности хозсубъекту путём заключения с ним договора аренды на «оказание услуг водоснабжения» без торгов, в обход подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, нарушает пункт 4 статьи 16 №135-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 16 декабря 2024 года №310-ЭС23-18817 по делу № А35-3749/2022, Постановление АС Центрального округа от 09 октября 2024 года по делу №А35-3749/2022.

Недопустимость невыгодных условий в контракте для подрядчика

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что включение в проект контракта заведомо невыгодного для Подрядчика условия, от которого победитель закупки не может отказаться: «в случае расторжения контракта Подрядчиком в одностороннем порядке денежные средства Подрядчику не выплачиваются», — нарушает закон и не даёт права Заказчику отказаться от оплаты выполненных Подрядчиком работ, если основанием для отказа Подрядчика от исполнения контракта были обстоятельства, за которые отвечает Заказчик, в т. ч. ненадлежащее исполнение Заказчиком предусмотренных контрактом обязательств по представлению исходно-разрешительной документации, необходимой для разработки проектной документации, а именно:

  • отсутствие заключения историко-культурной экспертизы на участок производства работ;
  • отсутствие ТУ на подключение к электросетям;
  • отсутствие ТУ на пересечение автомобильных дорог;
  • передача Заказчиком прочих исходных данных со значительной просрочкой.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 16 декабря 2024 года №307-ЭС24-21426 по делу № А26-5337/2023, Решение АС Республики Карелия от 28 февраля 2024 года по делу №А26-5337/2023.

Включение нескольких товарных позиций в контракт на поставку лекарств

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что Закон о контрактной системе не позволяет производителям, не являющимся участниками конкурса и контракта, вмешиваться в правоотношения третьих лиц по купле-продаже (поставке) производимого ими товара, требовать исполнения договоров между третьими лицами или их расторжения. При этом, если предметом государственного контракта является исключительно лекарственное средство, соответствующее МНН (например, поставка лекарственного препарата МНН Леналидомид, капсулы, 25 мг без указания конкретного производителя), а не какой-либо лекарственный препарат под конкретным торговым наименованием конкретного производителя, то включение в контракт, путём заключения допсоглашения, нескольких взаимозаменяемых товарных позиций лекарственного препарата (а именно: наряду с поставкой лекарственного препарата с конкретными характеристиками: МНН Леналидомид с торговым наименованием Миеланикс (производитель АО «Фарм-Синтез»), возможностью поставки ещё одной товарной позицией лекарственного препарата МНН Леналидомид — препарат Леналидомид под торговым наименованием Леналидомид производства АО «Фармасинтез» (препарат Леналидомид) в рамках одного международного непатентованного наименования нескольких вариантов эквивалентных лекарственных форм и дозировок, которые объединены по принципу эквивалентности лекарственных форм и кратности дозировок, справочные сведения об эквивалентности которых размещены на сайте ЕСКЛП (размещены на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru) — соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку существенные условия контракта указанным соглашением не изменены.

ВАЖНО!
В состав сведений ЕСКЛП включена информация о группах лекарственных препаратов, объединённых по принципам эквивалентности лекарственных форм и кратности дозировок (далее — группа ЛП). Данная информация носит справочный характер и может применяться заказчиками при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения в рамках реализации норм подпунктов «а», «б» пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 года №1380 (далее — Особенности описания объекта закупки). Заказчик, выбирая группу ЛП на основании ЕСКЛП, может внести корректировки в перечень лекарственных препаратов, представленных в группе ЛП, добавляя или удаляя любой лекарственный препарат с эквивалентной лекарственной формой или кратной дозировкой.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 19 декабря 2024 года №305-ЭС24-217686 по делу № А40-14600/2024, Постановление АС Московского округа от 11 сентября 2024 года по делу №А40-14600/2024.

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.