Текущее значение:
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает правовые нормы и принципы осуществления закупок определенными типами заказчиков. Речь, в данном случае, идет о юридических лицах, которых можно назвать государственными и около-государственными компаниями. Это:
- государственные корпорации и компании;
- естественные монополии;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- автономные учреждения;
- хозяйственные общества с долей государственного участия более 50%.
Таким образом, процедуры, устанавливаемые законом 223-ФЗ, можно условно отнести к государственному заказу. Однако, следует знать, что действие этого закона распространяется не на все виды закупок. Исключения обозначены в статье 1 закона. Это:
- купля-продажа ценных бумаг, валюты, драгметаллов;
- приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
- закупка в области военно-технического сотрудничества;
- закупка в соответствии с международным договором РФ;
- выбор аудиторской организации для обязательного аудита;
- лизинговые и межбанковские операции;
- заключение договоров об электроэнергетике, обязательных для субъектов оптового рынка электрической энергии;
- осуществление закупок по закону № 44-ФЗ "О контрактной системе...";
- определение, избрание и деятельность представителя владельцев облигаций.
Принципы, заявленные в законе, которыми нужно руководствоваться при закупке товаров, таковы:
- информационная открытость;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений;
- целевое, экономически эффективное расходование денежных средств на закупки и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В законе установлены правовые основы закупки товаров. Ключевым моментом является положение о закупке - это документ, который полностью регламентирует закупочную деятельность заказчика. В него обязательно должны быть включены требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур, порядок заключения и исполнения договоров. Это положение утверждается руководителем организации-заказчика или, в некоторых случаях, советом директоров или общим собранием участников ООО.
В документе также установлены процедуры и правила информационного обеспечения закупок. Информация должна обязательно размещаться в Интернете на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, причем срок размещения ограничен 15-ю днями с даты утверждения положения о закупке. Есть определенный перечень информации, которая должна быть отражена на сайте, - это способ закупки, контактные данные заказчика, что закупают, где закупают, минимальная цена и т. д. Исключение сделано только для закупки, составляющей государственную тайну, - ее публиковать в Интернете нельзя. А также заказчикам дано право не размещать информацию о закупке товаров, работ или услуг на сумму меньше 100 000 рублей.
Закон утверждает правила ведения реестра договоров, заключенных по закупкам, и реестра недобросовестных поставщиков. В данном случае недобросовестными считаются те поставщики, которые уклонились от заключения договоров по процедуре закупок, а также те, с которыми в судебном порядке расторгнуты уже заключенные договоры в связи с нарушением договорных условий.
Закон 223-ФЗ действует с января 2012 года. Однако, он вступал в силу постепенно - так, например, его действие распространилось на муниципальные унитарные предприятия только с 1 января 2014 года.
В заключение отметим, что Закон 223-ФЗ регулярно изменяется - в него вносятся новые нормы и условия, уточнения и коррективы. И, тем не менее, он до сих пор вызывает массу вопросов у организаций - как заказчиков, так и исполнителей.
Вам будет интересно: таблица штрафов по 22-ФЗ
223-ФЗ
Закон 223-ФЗ