Кем и как принимается решение о закупке по 223-ФЗ

Размер шрифта:

Заключение договоров по Федеральному закону № 223-ФЗ осуществляется на основании положения о закупках. Разбираемся, кто и как принимает решение о проведении торгов.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. 223-ФЗ регулирует закупки отдельных организаций.
  2. Эти организации сами определяют правила и виды закупок.
  3. Решения о закупках принимают руководители компаний.
  4. Конкурентные закупки планируются заранее и зависят от бюджета.
  5. Неконкурентные закупки проводятся, если товар можно купить только у одного поставщика.

Когда принимается решение о проведении конкурентной закупки по 223-ФЗ

Заказчиками по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ выступают отдельные виды юридических лиц, а именно:

  • государственные корпорации и компании, организации, осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий (газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение, обращение в сфере ТКО и т. д.), хозобщества, доля уставного капитала у которых 50% и более составляет участие РФ, субъекта или муниципалитета;
  • дочерние компании и дочки организаций, указанных ранее, при участии государства в бюджете компаний более 50%;
  • бюджетные учреждения, государственные и унитарные предприятия, осуществляющие закупки на деньги, полученные за счет грантов, собственных средств, полученных за реализацию своих товаров, работ, услуг, в том числе по госконтрактам и договорам.

Действуют заказчики по закону 223-ФЗ на основании положения, которое п редставляет собой основополагающий документ, на основании которого проходят процедуры торгов в организации.

Положение включает в себя:

  • виды торгов;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора;
  • порядок проведения процедур и принятие решения об определении победителя;
  • срок заключения договора;
  • иные моменты по решению руководящего органа.

Положение о закупках утверждается решением руководящего органа компании:

  • директором;
  • наблюдательным советом;
  • советом директоров;
  • общим собранием собственников.

И размещается в Единой информационной системе.

Часть 2 ст. 3 закона № 223-ФЗ предусматривает проведение конкурентных и неконкурентных закупочных процедур на основании решения уполномоченного органа, виды которых должны утверждаться положением заказчика.

К конкурентным относятся закупки, проводимые в форме торгов для неопределенного круга лиц, путем принятия решения заказчиком и размещения извещения в ЕИС или направления приглашения для участия в торгах, следующими способами:

  • аукцион: в электронной, закрытой, открытой форме;
  • конкурс в аналогичных формах;
  • котировки в открытой и закрытой форме;
  • запрос предложений по открытой и закрытой процедуре;
  • в иных формах, утвержденных заказчиком.

Заказчик принимает решение о проведении той или иной конкурентной процедуры на следующих этапах.

Во-первых, на этапе планирования бюджетного финансирования (расчета получения денежных средств за счет собственной деятельности). Планирование происходит в текущем году на следующий год и плановый период (3 года по общему правилу).

Планирование конкурентных торгов и решение о способах проведения на этапе планирования бюджета происходит, исходя из:

  • анализа рынка, т. е. сведений:
    • о требуемых для организации товаров, работ, услуг, их распространенности на территории компании-заказчика;
    • количестве потенциальных контрагентов по покупке товара (работы, услуги), к примеру если подлежит закупке высокотехнологичное оборудование, представленное у 1 поставщика, планировать конкурентную закупку не стоит;
  • стоимости предполагаемого к покупке товара (работы, услуги), т. е. с учетом возможного снижения цены по заключаемому договору. Анализ динамики снижения цены за требуемый товар можно взять из данных ЕИС с учетом начальной (максимальной) цены и цены победителя торгов;
  • того, что решение принимается на основании выделенных бюджетных ассигнований (полученных денежных средств за счет реализации производимых товара, работы, услуги), исходя из предыдущих периодов.

Запланированные покупки следует отразить в плане закупок и разместить в ЕИС.

Во-вторых, на этапе проведения торгов. На этом этапе заказчик определяет способы конкурентных процедур: конкурс, аукцион, котировки, запрос предложений и иной вид, начальную (максимальную) цену договора и иные существенные условия для проведения торгов.

В-третьих, при планировании конкурентных процедур на следующий финансовый год.

Когда принимается решение о проведении неконкурентной закупки по 223-ФЗ

К неконкурентным процедурам относятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) или иные виды закупок, предусмотренные положением по решению заказчика.

В этом случае после принятия решения торги осуществляются с выбранным поставщиком в порядке, определенном положением о торгах закупщика.

К закупкам неконкурентными способами относятся договоры, заключаемые по решению заказчика:

  • с единственным поставщиком;
  • по результатам несостоявшихся конкурентных процедур;
  • по решению в электронном магазине по принципу сделок «с полки».

Сделка «с полки» является промежуточной процедурой между конкурентными и неконкурентными способами. С одной стороны, по решению заказчика выбирается заранее поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключается договор. С другой стороны, заказчик размещает свое предложение на закупку и заключает договор с поставщиком, имеющим лучшее предложение для заказчика.

Когда принимается решение о проведении закупки у едпоставщика по 223-ФЗ

Основаниями для проведения покупки с единственным поставщиком являются:

  • небольшая стоимость сделки, делающая проведение конкурентных процедур нецелесообразным. При этом регламентированная стоимость договоров, заключаемых с единственным поставщиком, определяется заказчиком в положении о покупках;
  • наличие товаров, работ, услуг только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), к примеру, заключение договоров на покупку учебников с издательством;
  • закупка у субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством РФ;
  • принятие решения заказчиком и заключение договора по результатам несостоявшихся конкурентных процедур (аукциона, конкурса и т. д.).

В положении о торгах заказчиком предусматриваются иные случаи проведения сделок у едпоставщика, к примеру, по результатам чрезвычайных ситуаций, продления договоров аренды недвижимого имущества и т. д.

Решение об осуществлении покупки у едпоставщика принимается на этапе:

  • планирования бюджета;
  • перед осуществлением сделки;
  • по результатам формирования протокола о несостоявшейся процедуре торгов.
ВАЖНО!
Учитывая принцип эффективности торгов, экономии бюджетных средств, заказчик выбирает конкурентные способы осуществления закупок. Закупки неконкурентными способами, включая сделки у едпоставщика, должны быть вынужденной мерой для заказчика.

Предлагаем использовать следующий раздел договора с едпоставщиком:

Горбикова Светлана юрист

2 диплома о высшем образовании, более 16 лет работала в бюджетном учреждении, занималась юридическими, кадровыми, административными вопросами.