Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ для новичков неочевидны: оба закона посвящены организации и проведению тендеров. Однако при малейшем рассмотрении ясно, что эти нормативные акты регулируют разные сферы и применяют их зачастую разные организации.
Навигация
Что регламентирует Закон о контрактной системе
Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ принят 5 апреля 2013 года и вступил в силу 1 января 2014 года. Сфера его регулирования — федеральные и муниципальные закупки. То есть этот закон регулирует, как государственные заказчики федерального уровня и уровня субъектов РФ, а также муниципальные заказчики организуют тендеры и приобретают товары, работы и услуги.
Этот нормативный акт регулирует все этапы закупок, в том числе:
- порядок планирования закупок;
- правила определения контрагентов, в том числе какие заказчики вправе проводить процедуры и как их организовывать;
- порядок заключения контрактов, в том числе закон устанавливает базовые требования к содержанию соглашений;
- основные правила исполнения контрактов и возможности по их изменению и расторжению;
- правила мониторинга госзакупок и их контроля.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда заказчик работает по 44-ФЗ, а когда по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что регламентирует 223-ФЗ
Федеральный закон № 223 посвящен тендерам отдельных видов юрлиц — это то, чем отличается сфера применения ФЗ № 44 и ФЗ № 223 в первую очередь. Перечень организаций, которые организуют приобретение товаров, работ и услуг с учетом этого закона, приводится в статье 1. Например, в числе таких организаций есть естественные монополии и государственные корпорации.
Разница между законами
Вот наглядное сравнение в таблице, чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ, оба закона рассмотрим в актуальной редакции:
Федеральный закон № 44-ФЗ | Федеральный закон № 223-ФЗ |
---|---|
Первое, в чем необходимо разобраться: кто работает по 223-ФЗ, а кто по 44-ФЗ, то есть кто выступает заказчиками по тому и другому закону: | |
|
|
Второй момент, в чем отличия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ, — в том, кто участвует в процедурах: | |
Заключить контракт сразу с несколькими участниками торгов заказчики вправе только в отдельных ситуациях, описанных в тексте нормативного акта. |
|
Для каких субъектов установлены преимущества: | |
Кроме того, заказчики обязаны ежегодно не менее четверти закупок отдавать СМП и СОНКО. |
В этом состоит важное отличие 222-ФЗ о закупках от 44-ФЗ: Закон о закупках отдельными видами юрлиц предоставляет преференции средним предприятиям, а Закон о контрактной системе — только малым. |
Разумеется, таблица отличий 223-ФЗ и 44-ФЗ немыслима без сопоставления установленных законами способов определения контрагента: | |
|
Заказчики вправе устанавливать собственные процедуры, которых нет в законе, положениями о закупке. |
На каких торговых площадках проводятся процедуры | |
Заказчики вправе работать только на площадках, указанных в РП № 1447-р от 12.07.2018:
|
На площадках, которые перечислены в РП № 1447-р, заказчики обязаны размещать только тендеры для СМП. Все прочие процедуры они вправе проводить на любых других ресурсах на собственный выбор. |
Порядок определения сроков участия | |
Установлен нормативным актом |
Нормативно предусмотрены только сроки для конкурентных процедур. Для закупок у едпоставщика сроки определены положением заказчика |
Обеспечение заявок, соглашений и гарантийных обязательств | |
Заявки обеспечиваются, если НМЦК более 1 млн рублей, если меньше — устанавливать обеспечение необязательно. Исполнение контракта необходимо обеспечивать всегда, кроме отдельных случаев, указанных в ч. 2 ст. 96. Есть 2 способа обеспечить заявку или контракт:
Гарантийные обязательства устанавливать необязательно. |
Заказчик вправе требовать обеспечение заявки, если НМЦК больше 5 млн рублей, при этом размер обеспечения необходимо установить в пределах 5 % НМЦК. Порядок и необходимость обеспечивать исполнение договора и гарантийные обязательства заказчики описывают в положениях о закупке. |
Плата за победу | |
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. |
Плата утверждается площадками самостоятельно. |
Антидемпинговые меры | |
Если участник снизил цену закупки более чем на четверть, то он обязан подтвердить собственную добросовестность или предоставить увеличенное обеспечение. |
Устанавливаются положением заказчика. |
Обоснование начальных цен | |
Порядок расчета утвержден Минэкономразвития. |
Заказчики определяют порядок расчета в положениях о закупке. |
Отчетность: | |
|
|
Изменение и расторжение соглашений | |
Переписать существенные условия нельзя, кроме строительных закупок, в них разрешено корректировать объем и сроки работ не более чем на 30 %. Контракт расторгается, если:
|
Стороны вправе изменить количество, объемы, сроки исполнения условий. Порядок расторжения законом не определен, его вправе описать заказчик в положении о закупке. |
Таким образом, таблица разницы между Федеральными законами 223 и 44 показывает, что второй значительно подробнее описывает закупочный процесс, оставляя на откуп заказчикам минимум пространства для импровизации. В то же время первый дает им значительную свободу в установлении собственных правил работы в положениях о закупке.
При этом краткое содержание 44 и 223-ФЗ примерно одинаковое: они регулируют, как те или иные организации приобретают товары, работы и услуги.
Еще по теме: