Рейтинг@Mail.ru

Урегулирование конфликта интересов на государственной службе

Размер шрифта:

Мой папа является государственным служащим. Как и все государственные и муниципальные служащие, он опасается возникновения конфликта интересов. Рассказываю, что это такое, как его не допустить и предпринять действия по его разрешению. 

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Конфликт интересов – это когда личная выгода влияет на работу и решения госслужащего.
  2. Примеры включают помощь родственникам при получении работы или закрытие глаз на их нарушения.
  3. Если госслужащий сталкивается с конфликтом интересов, он должен сообщить об этом своему руководителю.
  4. Чтобы избежать проблемы, можно передать свои акции в доверительное управление или заявить самоотвод.
  5. За неурегулирование конфликта интересов госслужащего могут уволить.

Что такое конфликт интересов

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, это ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию (разрешению) конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Государственные и муниципальные служащие обязаны предпринимать действия по предотвращению и урегулированию (разрешению) подобных ситуаций в силу закона (п. 3 ч. 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Причины возникновения конфликта интересов на государственной службе

Для начала немного теории.

В правовой доктрине существуют несколько классификаций причин их возникновения на государственной службе (О.Н. Костюк, Е.Н. Петрушко и т. д.). Авторы используют разные формулировки критериев классификации, но, по своей сути, все они ведут речь об одном: о наличии причин объективных и субъективных.

К объективным причинам относятся, например:

  • несовершенство действующего законодательства РФ;
  • низкая правовая культура населения;
  • иные, которые не связаны с личными качествами государственного служащего, его ценностями и т. п.

Честно говоря, мне сложно привести пример из жизни, когда конфликт интересов на государственной службе вызван объективными причинами. С моей точки зрения, какой бы объективный характер они не носили, всегда присутствует субъективная составляющая, порожденная либо сугубо своими желаниями, либо потребностями близких.

Приведем пример.

Например, Пэпэтэшин Петр Петрович включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности, один из кандидатов — его брат. Возникает ли конфликт интересов? Безусловно, поскольку Пэпэтэшин Петр Петрович явно испытывает большую эмпатию к близкому человеку, нежели к гражданину, ему незнакомому.

Или иной случай.

Пэпэтэшина Петра Петровича, как сотрудника Роспотребнадзора, направили с проверкой в ООО «Ppt.ru», директором которого является его дядя. Очевидно, что у Пэпэтэшина Петра Петровича возникнет желание установить (по возможности) нарушений ООО «Ppt.ru» меньше, чем будет на самом деле. Пойдет ли Пэпэтэшин Петр Петрович на поводу у своих эмоций — вопрос другой, важно, что такая ситуация порождает заинтересованность.

Говоря о причинах, хочу отметить классификацию, согласно которой все конфликты следует разделять:

  • на имеющие денежный интерес;
  • не имеющие его.

И действительно, фактически все субъективные причины основывают либо на намерении получить материальную выгоду, либо на намерении получить выгоду в ином виде.

Подробнее: условия и факторы возникновения конфликта интересов

Примеры распространенных конфликтов интересов на государственной службе

Некоторые примеры уже приведены выше — это протекция (принятие на работу «своих» с помощью использования административного ресурса), «закрытие глаз» на выявленные нарушения ввиду родства с лицом, в отношении которого осуществляется проверка.

В качестве иных примеров допустимо привести:

  • государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, производство или поставку которых осуществляет близкий человек;
  • государственный служащий или его родственники получают подарки от лиц, в отношении которых государственный служащий ранее осуществлял какие-то функции;
  • владение вкладами, ценными бумагами в организациях, на деятельность которых госслужащий влияет в связи с должностным положением;
  • использование информации, полученной в ходе выполнения обязанностей, с целью получения материальных благ, выгод;
  • и т. п.
Может пригодиться: как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в госзакупках

Разрешение конфликтов интересов на государственной службе

Если работодатель осведомлен о конфликте интересов или о потенциальной возможности его возникновения, ему следует осуществить действия по его урегулированию (разрешению). Для этого он вправе изменить должностное или служебное положение лица, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей и (или) в отказа его от выгоды, явившейся причиной возникновения спорной ситуации.

Если никаких мер по урегулированию (разрешению) работодатель не предпримет, он за это ответит (это правонарушение, влекущее увольнение).

ВАЖНО!
К участию в урегулировании конфликта интересов на государственной службе обязательно привлекается специальная комиссия (ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Подробнее: как работает комиссия по урегулированию конфликтов интересов

Противодействие конфликту интересов на государственной службе

Его возникновения следует не допускать, для этого госслужащий вправе предпринять следующие действия:

  • уведомить работодателя о потенциально возможном конфликте;
  • заявить самоотвод;
  • передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Остановимся отдельно на самом простом действии — направление уведомления работодателю. В какой форме его предоставить? Как правило, в органах есть установленные бланки. Например, форма уведомления утверждена Приказом министра обороны РФ от 02.06.2016 № 320.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Подробнее: как уведомить о возникшем конфликте интересов

Актуальные вопросы про конфликт интересов на госслужбе

  • 2024-05-14 12:26:37
    При формировании комиссии по урегулированию конфликтов интересов также учитывается, что должна быть исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
Оставить комментарий Распечатать
Печенкина Анастасия Юрист, налоговый консультант

Закончила ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» (2013-2017 гг. – бакалавриат, 2017-2019 гг. - магистратура). Получен аттестат налогового консультанта.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте