Личная заинтересованность — это наличие у сотрудника возможности для получения выгоды. В мае министерство труда утвердило методику, содержащую рекомендации по выявлению этого нарушения и конфликта интересов у сотрудников, деятельность которых связана с размещением заказа по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Навигация
Скачать федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» |
Скачать методические рекомендации Минтруда по выявлению личной заинтересованности в закупках |
Личная заинтересованность и конфликт интересов: в чем разница
Под личной заинтересованностью понимают получение выгоды (ч. 2 ст. 10 273-ФЗ от 25.12.2008):
- в денежной форме;
- в виде имущества или имущественных прав;
- услуг имущественного характера;
- результата выполненных работ;
- иные выгоды.
Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность оказывает влияние на решения, которые сотрудник принимает во время исполнения своих служебных обязанностей.
Чем регулируется
Основные документы, которые регламентируют методы борьбы с личной заинтересованностью и конфликтом интересов в сфере размещения заказа:
- Федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
- Методические рекомендации Минтруда, которые содержат комплекс мер по выявлению возможности получения выгоды у специалистов по госзаказу и других лиц из группы риска.
Предупреждение коррупции по 273-ФЗ
Госслужащим на основании положений 273-ФЗ запрещено:
- хранить денежные средства и ценности в зарубежных банках;
- вести бизнес, управлять зарубежными компаниями и получать от них награды;
- получать выгоду в натуральном или денежном выражении от выполнения своих обязанностей, в том числе спонсорскую помощь при выездах за границу;
- быть поверенным и лоббировать частные интересы;
- совмещать работу с другой должностью или деятельностью, которая подлежит оплате, исключения: творчество, наука, преподавание, если деятельность ведется не от лица власти;
- использовать служебную информацию в своих целях.
По закону 273-ФЗ «О противодействии коррупции» госслужащие обязаны:
- Отчитываться о доходах и расходах (в том числе близких родственников).
- Информировать руководство о склонении к взятке.
Что рекомендует Минтруд
Методика Министерства труда распространяется на организации, которые выступают в роли заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и рекомендует комплекс дополнительных мер по предупреждению взяточничества, в который входят:
- Назначение ответственным за реализацию мер сотрудника (или сотрудников), в обязанности которого (которых) входит предупреждение коррупции.
- Обучение сотрудника на курсе повышения квалификации в сфере закупок.
- Обеспечение ответственному лицу доступа к информации, которая имеет отношение к закупкам.
- Проведение профилактических мероприятий.
- Комплексный анализ данных.
- Подготовка компетентного заключения и передача сведений руководителю компании и тендерной комиссии.
Как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность
Пошаговая инструкция, как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность на основе методики Министерства труда, состоит из нескольких шагов.
Шаг 1. Составить список сотрудников, которые имеют отношение к закупочной деятельности компании. Например:
- руководитель учреждения;
- контрактный управляющий;
- члены тендерной комиссии;
- завхоз или главный инженер, которые составляют техническое задание.
Шаг 2. Включить этих сотрудников в список лиц, которые отчитываются о доходах, расходах, имуществе и обязательствах (в том числе близких родственников).
Шаг 3. Собрать информацию о работниках из группы риска и их близких родственниках, источниками могут послужить:
- трудовая книжка, анкета, личная карточка сотрудника;
- форма предоставления информации о сайтах, на которых работник размещал информацию;
- сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах;
- информация о работнике, которая присутствует в свободном доступе в интернете.
Шаг 4. Сформировать профиль на сотрудников из группы риска.
Шаг 5. Определить список тендеров и участников закупок группы риска исходя из:
- суммы закупки;
- наличия жалоб или предписаний контрольных органов и вышестоящих инстанций;
- наличия запросов на разъяснение положений тендерной документации.
Шаг 6. Ознакомиться с информацией о тендерах из группы риска на сайте ЕИС.
Шаг 7. Собрать информацию об участниках закупок из реестра контрактов и документов, которые находятся в ведении сотрудников финансовой группы:
- учредительные документы участников тендеров;
- выписки из ЕГРЮЛ;
- приказы о назначении руководителя, протоколы собрания или решения.
Шаг 8. Сформировать профиль участников закупок.
Шаг 9. Провести комплексный анализ данных и принять решение о наличии или отсутствии у работника личной заинтересованности или конфликта интересов. Определить порядок действий на этот случай.
Кроме того, методика Минтруда рекомендует периодически проводить профилактические мероприятия:
- Семинары для сотрудников из группы риска, на которых проводить разъяснения:
- сути понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
- как уведомлять ответственного сотрудника о возникновении этих ситуаций;
- об ответственности за получение выгоды при проведении закупок.
- Проработать возможные ситуации злоупотребления. Примеры размещены на сайте Минтруда.
- Ежегодно проводить оценку знаний работников компании по вопросам злоупотребления служебными обязанностями и ответственности за эти нарушения.
- Вести личный прием жалоб от поставщиков на закупочную деятельность организации или реализовать другой способ сбора данных — горячую линию, электронную почту и т. п.
- Проинформировать сотрудников из группы риска о необходимости добровольного представления декларации о возможной личной заинтересованности.
Что делать при выявлении конфликта интересов
При выявлении конфликта интересов методикой Минтруда рекомендовано:
- провести беседу с работником компании (с его согласия);
- взять с работника объяснения по этому вопросу (с его согласия);
- собрать сведения о соблюдении работником этики служебного поведения;
- провести комплексный анализ данных, которые были получены, в том числе сведений из профиля работника, если он внесен в группу риска;
- передать результаты комплексного анализа руководителю учреждения и тендерной комиссии;
- усилить контроль за тем, как сотрудник выполняет свою работу.
Что делать при выявлении личной заинтересованности
Работника, который допустил нарушение и получил выгоду от своего служебного положения, привлекают к ответственности. В этой ситуации должностные лица (или отдел), которые отвечают в организации за предупреждение коррупционных нарушений, знакомят других работников компании со взысканием, которое получил нарушитель.