Теперь рассмотрим несколько вопросов, связанных с отражением в учётной политике организации вопросов, связанных с налоговым учётом. В основном это будет касаться моментов, которые в той или иной степени не были рассмотрены ранее. Также поговорим и о новых вариантах выбора методики налогового учёта.
Навигация
Общие вопросы организации налогового учёта
Как всегда, начнём с организационных вопросов. Они неоригинальны, то есть на эти вопросы мы уже отвечали, когда формировали «бухгалтерскую часть» учётной политики – «Кто ведёт налоговый учёт?» и «Как его ведут?». «Кто?». Ответ на данный вопрос имеет два уровня. Первый – сама организация силами штатных сотрудников либо сторонняя организация (привлечённый специалист). Варианты понятны. Что выгоднее? Зависит от организации. Как правило, налоговый учёт силами сторонних организаций ведут организации с малой численностью персонала и ограниченным документооборотом, а также ИП. В большинстве случаев, они и ведение бухгалтерского учёта «отдают на сторону», поэтому, дабы не дробить документооборот, заодно перепоручают сторонней организации и налоговый учёт. Впрочем, бывают и исключения, когда крупные организации сами бухгалтерский учёт не ведут. Это касается фирм, объединённых в некие неформальные холдинги, когда несколько организаций имеют общих собственников или руководителей. В таких случаях бухгалтерский и налоговый учёт ведёт единая служба, организационно оформленная как обособленное юридическое лицо. Второй уровень (в случае выбора варианта «ведение налогового учёта собственными силами») подразумевает под собой уточнение – кто конкретно выполняет данную функцию? Какой-то конкретный бухгалтер (непосредственно главбух или один из работников бухгалтерии), бухгалтерия в целом? Или в организации вообще налоговый учёт отделён от бухгалтерского в самом буквальном смысле – то есть бухгалтерия вообще никакого отношения к налоговому учёту не имеет, а данная функция передана, допустим «Службе налогового учёта». В некоторых крупных организациях такой подход довольно распространён, и, надо сказать, такое разделение вовсе не бессмысленно, так как бухгалтерия тем самым освобождена от постоянных дум о том, «как там будет в налоговом учёте», а занимается непосредственно фиксированием фактов хозяйственной жизни исходя из их экономического смысла, а не с точки зрения удобства для бухгалтера. Одновременно и налоговая служба освобождена от забот о проводках и прочих бухгалтерских заморочек. Так что вопросы о том, что удобнее и кому нужно поручать ведение налогового учёта, решается каждой организацией в отдельности. Никакого общего рецепта тут нет. Всё зависит от воли руководителя, который при этом должен учитывать организационные особенности своей организации и уровень квалификации своих сотрудников. «Как?». Это более простой вопрос. Нужно указать, каким образом организация ведёт налоговый учёт – при помощи бухгалтерской программы или как-то отдельно. В большинстве случаев всё-таки используется программный продукт – куда проще вести налоговый учёт параллельно с бухгалтерским, извлекая из последнего всю необходимую информацию. Но бывает и так, что бухгалтерский учёт ведётся в программе, а данные для налогового учёта бухгалтер формирует вручную, на отдельных листочках. Чаще всего такое происходит в небольших организациях, где не очень много операций, по которым происходит отклонение данных налогового учёта от бухгалтерского, и специалист в таких случаях предпочитает собственноручно записать такие сведения, не доверяя их программе. Но и в крупных организациях такое встречается – когда бухгалтерская программа должным образом не настроена, а правильную настройку сделать либо некому (нет своих специалистов, а сторонним не хочет платить директор), либо «некогда» (идеальная отмазка на все случаи жизни)… Естественно, организация сама выбирает удобный ей способ. Но он должен быть в обязательном порядке зафиксирован в учётной политике. Не забудем – регистры налогового учёта служат источником информации при составлении налоговых деклараций и их в обязательном порядке требуют для предоставления проверяющие из ИФНС. И если в учётной политике написано, что налоговые регистры формируются на базе бухгалтерской программы, а по факту все данные формируются вручную, доказать, что последние более правильны, чем первые, будет довольно затруднительно.
Учёт НДС
НДС – налог достаточно сильно зарегламентированный (в отличие от налога на прибыль), поэтому в рамках «налоговой» учётной политики применительно к нему можно раскрыть только моменты, связанные с особенностями технического характера, исходя из принципа «удобности». Вот, например, такой вопрос, как нумерация счетов-фактур. В подпункте 1 пункта 5 статьи 169 НК РФ сказано, что в счёте-фактуре должен иметься порядковый номер. Вроде бы всё ясно. Но вот интересно – а до какого момента этот порядковый номер будет увеличиваться? Обычно период нумерации начинается с первого рабочего дня года и заканчивается в последний рабочий день того же года. Но это же нигде не регламентировано! А почему бы не установить другой период, например, месяц? Или квартал? А то и вовсе – декаду? НК РФ и Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчётах по налогу на добавленную стоимость» никаких запретов на этот счёт не устанавливают. Следовательно, организация может производить нумерацию счетов-фактур в пределах самостоятельно определённого периода. А теперь зададимся другим вопросам – а когда целесообразно ограничивать нумерацию счетов-фактур периодом меньшим, чем календарный год? В принципе, в любом случае, исходя из желания организации и её понимания такой необходимости. На практике такое обычно делают организации с большим объёмом реализации. А чтобы не запутаться в одинаковой нумерации, обычно добавляют к текущему номеру дополнительное указание периода через дефис или дробь. Теперь перейдём к вопросам, связанным с отражением в учёте операций, связанным с раздельным учётом НДС, как «входящего», так и исходящего. Речь идёт о том, каким образом организация будет получать информацию. Если непосредственно из бухгалтерского учёта, то лучше всего это делать с использованием балансового счёта 19 «НДС по приобретённым ценностям». Ввести на нём дополнительные субсчета в разрезе разных налоговых ставок (субсчета по приобретению основных средств, НМА и МПЗ Планом счетов и так предусмотрены), - и вот готова аналитика! Вся информация, как на ладони. Но можно и не делить счёт 19, и оставить его в бухгалтерском учёте без изменений. Зато в налоговом придумать специальный регистр, в котором можно будет учитывать «входящий» НДС в том разрезе, в котором это нужно организации. А можно и совместить оба метода! Что лучше? У каждого свой выход. Всё зависит от того, каким образом организован в фирме учётный процесс. И не от чего больше. По «исходящему» НДС ситуация похожа. Только здесь рекомендуется делить не только сам НДС, но и объём реализации. Допустим, у организации одновременно есть операции, ставка НДС по которым составляет и 18%, и 10% и 0%. НК РФ (пункт 4 статьи 149) требует раздельного учёта. Как поступить? Опять-таки самый простой вариант – использовать данные бухгалтерского учёта. Взять и ввести к субсчёту 90/1 «Выручка» дополнительные аналитические субконто – «Выручка, облагаемая по ставке 18%», «Выручка, облагаемая по ставке 10%», «Выручка, облагаемая по ставке 0%». Чётко и наглядно. Но можно и ничего не вводить, а создать отдельный регистр налогового учёта. Тоже будет правильно. Короче говоря, выбор варианта даётся на усмотрение организации. В конце концов, можно и совместить оба метода – и субсчета, и регистры. Кстати, так будет ещё лучше. Нагляднее.
Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса "Записки об учетной политике"
Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 169 НК РФ. Счет-фактура
Планом счетов
Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137