674
Оставить комментарий Распечатать

О Федеральном законе 44-ФЗ «О контрактной системе»

Размер шрифта:

Текущее значение:

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» введен в действие с января 2014 года. Он регламентирует порядок осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Это один из основополагающих правовых актов в сфере госзаказа в современной России. Государственный заказ - относительно новое направление в России. Ее правовое регулирование было всерьез начато в 2005 году с принятием Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Тогда были заложены основы системы закупок для государственных нужд, в фундаменте которой - конкурсная основа. То есть госзакупки - это всегда (по закону) закупки по конкурсу, в нем могут участвовать как государственные, так и коммерческие компании. Введенный с 2014 году закон 44-ФЗ отменил действовавший до него закон 94-ФЗ, заново установив все основы правового регулирования государственного заказа - то есть правила, процедуры и регламенты в отношениях между заказчиками, поставщиками и органами контроля. Важно понимать, что закон 44-ФЗ применяется только к правоотношениям, возникшим в сфере госзакупок после 1 января 2014 года. Если отношения возникли до этой даты, то они основываются на старом законе 94-ФЗ. Закон 44-ФЗ ввел кардинально новое понятие - контрактная система в сфере госзакупок. Участниками контрактной системы по закону являются: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики и участники закупок (поставщики, электронные площадки и пр.) В законе даны определения и 15-ти другим используемым терминам: кто такие заказчики, кто такие участники закупки, кто такие эксперты, что такое совокупный годовой объем закупок и другие. Закон устанавливает принципы, на которых основывается контрактная система. Всего их семь - открытость и прозрачность системы, ее единство, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчиков и ответственность за эффективность осуществления госзакупок. Каждому принципу посвящена отдельная статья закона (статьи 6 по 12 в первой главе), в которой даны определение принципа и важные детали для его понимания. Главы со 2 по 5 закона 44-ФЗ составляют его основу. Именно в этих главах рассматриваются основные аспекты новой контрактной системы: планирование, осуществление и мониторинг закупок, а также контроль за ними. Что нового ввел по сравнению со старым законом 94-ФЗ? 1. Изменен и конкретизирован порядок определения поставщиков. Введен новый термин - "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)" - это совокупность действий заказчиков, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и заканчивая заключением контракта. В законе приводятся следующие способы определения поставщиков:

  • открытый конкурс;
  • двухэтапный конкурс
  • конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • закупка у единственного поставщика.

2. Изменен и конкретизирован порядок заключения госконтрактов. Изменен порядок заключения контракта с единственным поставщиком, уточнены сроки, заново описан порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона. 3. Введены особенности исполнения контрактов, уточнены основания и порядок их изменения и расторжения. 4. Введена специальная процедура мониторинга закупок. Его цель - оценивать эффективность и обоснованность закупок. 5. Еще одно нововведение - аудит в сфере закупок. Его задачи - оценивать результаты госзакупок с точки зрения достижения их целей. Такой аудит проводит Счетная палата РФ, а также аналогичные органы на местном и региональном уровнях. 6. Значительно усилен контроль в сфере закупок. Федеральная антимонопольная служба, казначейство и другие госорганы получили расширенные полномочия по проведению такого контроля. 7. Введены условия обеспечения банковской гарантии по госконтрактам. 8. Изменен порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок.

Оставить комментарий Распечатать