Налоговый мониторинг - форма контроля правильности расчетов налогов и сборов организаций - крупнейших налогоплательщиков, проводимая в режиме «реального времени». Проверка, по сути, добровольная мера контроля, а ее цель - прозрачность отчетности и своевременное урегулирование спорных ситуаций и ошибок. Введен на основании Федерального закона от 04.11.14 № 347-ФЗ, вносящего изменения в первую часть Налогового кодекса РФ. На налоговый мониторинг могут рассчитывать только организации, попадающие под следующие критерии:
- общая сумма налоговых выплат (НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) за предшествующий год должна быть более 300 млн. рублей;
- общий доход за предшествующий год должен превышать 3 млрд. рублей;
- стоимостная сумма активов на последний день предшествующего года - не менее 3 млрд. рублей.
Для проведения мониторинга организации необходимо до 1 июля года, предшествующего году проведения проверки, подать заявление в ФНС на такой контроль. Проверка начинается 1 января года, на который подано и одобрено заявление, и заканчивается 1 октября года, следующего за годом проверки. То есть фактический срок для проверки может составить 22 месяца. Заявление подается в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика с предоставлением пакета документов, указанных в п. 2 ст. 105.27 Налогового кодекса РФ. Решение о проведении или об отказе от налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года подачи заявления. При проведении налогового мониторинга налоговый орган проводит сверку электронных сведений бухгалтерской базы контролируемой организации и сведений, имеющихся у налоговиков. При выявлении несоответствий, организация может исправить ошибку, или предоставить разъяснение по какой причине эти действия не считаются ошибочными. В случаях несогласия между налоговым органом и организацией, рассмотрением вопроса занимается руководитель ФНС или его заместитель с участием представителей несогласных сторон. Если налогоплательщик выбирает такую меру контроля как мониторинг, налоговые органы не могут проводить в отношении него камеральные и выездные налоговые проверки. Исключения составляют отдельных ситуаций, описанные в статьях 88 (п.п.1.1) и 89 (п.п.5.1) НК РФ . Фактически действие данной меры контроля возможно только после 1 января 2016 года.
Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка
Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка
Федерального закона от 04.11.14 № 347-ФЗ