Автор PPT.RU

Готовим претензию на некачественные услуги

Претензия на некачественное оказание услуг — это документ, который заказчик направляет исполнителю с просьбой устранить нарушение его прав в связи с несоблюдением оговоренных сроков или требований к предмету договора.

Когда подавать претензии

Существует огромное разнообразие видов услуг, которые оказываются организациями или ИП как обычному гражданину для его личных целей, так и другим коммерческим субъектам. Определение статуса участников соглашения — первое, что следует сделать при возникновении спора по поводу некачественного исполнения, так как от этого зависит, какие нормы подлежат применению.

Есть два варианта:

  1. Оба участника — субъекты предпринимательской деятельности. Руководствуемся положениями Гражданского кодекса РФ.
  2. Заказчик — физическое лицо (потребитель). Применяем положения закона №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.

Для отдельных видов приняты дополнительные правовые акты с целью их регулирования. Например, по грузовым перевозкам — постановление правительства №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011, по туристической деятельности — закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996.

Основная разница по субъектному составу договора заключается в многообразии выбора требований, которые вправе предъявить сторона, чьи интересы нарушены некачественным исполнением. В статье детально рассмотрим возможности потребителя — физического лица при наличии у него претензий к действиям исполнителя в силу наличия узконаправленного регулирования таких правоотношений.

Среди возникающих проблем при исполнении договора требуется оговорить случаи, когда работы:

  • не выполнены или выполнены с нарушением установленного периода;
  • выполнены в ненадлежащем качестве.

Законом о защите прав потребителей предусмотрены различные последствия вышеуказанных нарушений. Например, ст. 28 закона №2300-1 закрепляет возможные права при нарушенных сроках, а ст. 29 — при некачественном их оказании.

Чтобы претензия стала убедительнее и помогла решить проблему, изучите судебные решения по аналогичным делам. Найти их поможет база судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе. Обязательно сошлитесь в тексте претензии на те дела, которые суд решил «в вашу» пользу.

Куда, в какие сроки и с какими документами ее подают

Претензию направляют исполнителю в случае нарушения им сроков либо при некачественном выполнении работ. Нарушением сроков считается несоблюдение окончательных или промежуточных дат и ситуация, когда в процессе стало очевидным, что исполнитель не успеет к оговоренному времени. Требования в связи с некачественным оказанием направляются исполнителю при обнаружении потребителем недостатков. Они направляются исполнителю при принятии работ или в ходе их выполнения.

Но есть случаи, когда выявить недочеты стало возможным только после приемки, в этой ситуации руководствуемся временем, указанным в ст. 29 закона №2300-1, претензия направляется в течение:

  • гарантийного срока, если он установлен;
  • двух либо пяти (в отношении недостатков в недвижимом имуществе) лет, когда гарантийный срок не установлен.

При выявлении существенного недостатка направить претензию допустимо:

  • в пределах установленного срока службы;
  • в течение десяти лет со дня принятия результата потребителем, если срок службы не установлен.

Это общие правила. Есть нюансы в зависимости от того, когда и вследствие чего недостатки возникли. Например, гарантийный срок установлен и он меньше двух или пяти (в отношении недвижимости) лет. Гражданин вправе обратиться к другой стороне договора с претензией по некачественному исполнению и после гарантийного срока в пределах двух или пяти лет, но при условии, что он докажет возникновение недостатков до приемки результатов или вследствие причин, возникших до этого момента.

В качестве приложения выступают копии договора, чеков, квитанций, заключения экспертов или специалистов.

При выборе способа отправки документов важно доказательство их направления в определенный день и желательно подтверждение получения бумаг адресатом. Примеры направления документов:

  • курьерской службой;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Форма и содержание претензии

Документ составляется в простой письменной форме и заверяется подписью уполномоченного лица (самим заказчиком либо его представителем).

Текст должен содержать:

  • реквизиты исполнителя и заказчика;
  • краткое описание ситуации с обозначением сути проблемы — в чем заключается некачественное оказание;
  • ссылки на правовые нормы для обоснования своей позиции и требований к исполнителю;
  • указание на последствия неурегулирования спора в досудебном порядке;
  • число и подпись.

Образец документа

Кому_________________________

(наименование исполнителя, адрес)

От кого_______________________

(Ф. И. О., адрес, контакты для связи)

Претензия

Между ____________ (наименование исполнителя) и _________________________ (Ф. И. О. потребителя) «___» _______ 20___ года заключен договор об оказании _______________ услуг. Оплата произведена в полном объеме ________ (сумма прописью) рублей, что подтверждается ______________ (указать документ: чек, квитанция и т. п.). При приемке оказанных услуг мной обнаружены следующие недостатки:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________(перечислить все несоответствия оказанных услуг условиям договора).

В соответствии со ст. 29 закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 (далее — закон №2300-1) требую (выбрать из предложенных вариантов):

  • безвозмездно устранить выявленные недостатки в срок до «__» _______ _____г.;
  • уменьшить стоимость оказанной услуги на ____________ (указать сумму) руб.;
  • повторно безвозмездно оказать услуги в соответствии с условиями договора;
  • возместить понесенные мной расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Согласно ст. 29 закона №2300-1 удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

На основании п. 1 ст. 29 закона №2300-1 требую также выплатить мне неустойку в размере ________ (указать сумму прописью) руб.

В случае невыполнения требований мной будет подано соответствующее исковое заявление для защиты моих нарушенных прав, в том числе с требованиями компенсации морального ущерба и причиненных убытков, выплаты неустойки за нарушение сроков договора и штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 закона №2300-1 и оплаты юридических услуг.

Приложение: расчет неустойки.

«____» ___________ __________ г. ___________ / ____________________

Если недостатки обнаружены в течение гарантийного периода, пишите претензию из-за некачественной услуги, учитывающую данное обстоятельство.

При нарушении исполнителем сроков воспользуйтесь образцом претензии за неоказанные услуги, в котором права потребителя указаны со ссылкой на ст. 28 закона №2300-1.

Кому_________________________

(наименование исполнителя, адрес)

От кого_______________________

(Ф. И. О., адрес, контакты для связи)

Претензия

Между ____________ (наименование исполнителя) и _________________________ (Ф. И. О. потребителя) «___» _______ 20___ года заключен договор об оказании _______________. Мной внесена предоплата в размере _______ руб. Срок оказания услуг в соответствии с условиями договора (ссылка на соответствующий пункт) истек «__» __________ _____г .

В соответствии с п. 1 ст. 28 закона №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (далее — Закон о защите потребителей) потребитель вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите потребителей в случае нарушения установленных сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

На основании вышеизложенного требую:

  1. Выбрать требование из изложенных выше (назначить новый срок / поручить третьим лицам / уменьшить цену / отказаться от договора).
  2. Выплатить неустойку в размере ____________ руб.
  3. Возместить убытки в связи с нарушением срока оказания услуги в размере ____ руб.

В случае невыполнения требований мной будет подано соответствующее исковое заявление для защиты моих нарушенных прав, в том числе с требованиями компенсации морального ущерба и причиненных убытков, выплаты неустойки за нарушенные сроки договора и штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите потребителей, а также оплаты юридических услуг.

Приложение:

  1. Расчет неустойки.
  2. Документы, обосновывающие причиненные потребителю убытки и их размер.

«____» ___________ __________ г. ___________ / ____________________

Если обе стороны по договору являются субъектами предпринимательской деятельности, то для формы и содержания их претензий справедливы все вышеперечисленные правила. Главное при некачественном исполнении — ссылаться в документе следует на общие нормы ГК РФ и условия договора.

Сроки ответа

Для удовлетворения заявления потребителя исполнителю предоставляется 10 дней со дня его предъявления (п. 1 ст. 31 закона №2300-1), за некоторыми исключениями (ст. 30, п. 2 ст. 31 закона №2300-1).

Порядок действий, если ответа не последовало

Если претензия на некачественное исполнение проигнорирована, то гражданин вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд. Через судебный порядок возможно добиться присуждения в пользу потребителя всех установленных выплат (например, неустойки, компенсации расходов на представителя, компенсации морального вреда).


Константин Константинопольский
Константин Константинопольский Юрист, специалист по госзакупкам Автор ППТ с 2012 года

В 2010 году закончил МГУ им. Ломоносова по специальности юрист.
В 2011 году закончил ВШЭ по специальности контрактный управляющий.
С 2011 по 2015 год работал контрактным управляющим в школах и Госдуме.
С 2015 года — специалист по тендерам в крупных ООО.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Комментарии
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте
Нужны образцы на все случаи жизни?
Бесплатно в КонсультантПлюс
Открыть
Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?