Верховный суд о госзакупках. День за днем. 3.01.2025

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно порядка расчета штрафов для социально ориентированных некоммерческих организаций и малого бизнеса, права контролирующих органов проводить проверки независимости от подписанных актов, а также признаваемую недействительность актов сверки, подписанных не уполномоченными лицами.

Навигация

Расчет штрафов для социально ориентированных организаций и малого бизнеса

Верховный суд РФ разъяснил порядок расчета антимонопольным органом штрафа за совершение картельных сговоров на торгах и иных административных правонарушений для социально ориентированных некоммерческих организаций и являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям:

  • Порядок расчета штрафа за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена, в том числе ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусмотрен в примечании 4 к ст. 14.31 КоАП РФ, которым установлена следующая последовательность расчета:
    • определяются минимальный и максимальный размер административного штрафа, при этом для целей применения ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ указанные значения составляют одну десятую (МинШ) и одну вторую (МаксШ) начальной стоимости предмета торгов;
    • рассчитывается половина разницы максимального и минимального размера штрафа ((МаксШ - МинШ) / 2);
    • суммируется минимальный штраф и половина разницы максимального и минимального размера штрафа (МинШ + (МаксШ - МинШ) / 2), а также учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (при наличии таковых).
  • Понятия минимального и максимального штрафа, о которых говорится в ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, используются в ином значении, чем в ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ. В первом случае они используются исключительно в целях определения размера оборотного штрафа, но сами по себе размера штрафа, о котором говорится во втором случае, не определяют.
  • Окончательный размер штрафа определяется после всех расчетов в твердой (фиксированной) сумме, в том числе с учетом максимального ограничения в размере 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). Поэтому ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ в рассматриваемом случае подлежит применению в том же порядке, как и для административного штрафа в фиксированном размере. Другими словами, после того, как подлежащий наложению штраф определен, применяется льгота, предусмотренная ст. 4.12 КоАП РФ для субъектов малого предпринимательства.
  • Аналогичная правовая позиция относительно порядка определения размера подлежащего наложению административного штрафа по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ для субъектов малого предпринимательства (СМП) закреплена в определении Верховного Суда РФ от 12.07.2024 № 307-ЭС24-3759 по делу № А21-12948/2022.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 декабря 2024 года № 305-ЭС24-15473 по делу № А40-170055/2023.

Проверка объектов и ответственность подрядчика при подписанном акте КС-2

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что подписание актов по форме КС-2 со стороны Заказчика не лишает контролирующий орган проводить проверку объектов и составлять акт, если это прямо предусмотрено условиями договора (контракта), а следовательно, Подрядчик не может быть освобожден от ответственности в случае установления уполномоченными контрольными органами фактов выполнения работ не в полном объеме и/или завышения их стоимости, и Подрядчик обязан осуществить возврат Заказчику излишне уплаченных денежных средств. При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)). Если контрольное мероприятие проведено контрольным органом в пределах срока исковой давности и в ходе проверки был установлен факт нарушения: неправомерного использования бюджетных средств Подрядчиком, то у Заказчика есть 3 года для подачи иска в арбитражный суд с даты составления акта контрольного органа, в котором установлен факт нарушения (неосновательного обогащения Подрядчика).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 декабря 2024 года № 305-ЭС24-22488 по делу № А40-131867/2023, Решение АС города Москвы от 26 февраля 2024 года по делу № А40-131867/2023.

Недействительность акта сверки взаиморасчетов, подписанного бухгалтером

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Акт сверки взаиморасчетов между Заказчиком и Подрядчиком не имеет правового (юридического) значения, если подписан со стороны Заказчика не единоличным исполнительным органом, а бухгалтером.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 декабря 2024 года № 305-ЭС24-22663 по делу № А40-48156/2023, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2024 года по делу № А40-48156/2023.

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.