Верховный суд о госзакупках. День за днем. 27.01.2025

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно возможности оценки ценовых предложений в закупках по 223-ФЗ без учета НДС и условий признания концессионных соглашений недействительными в случае отсутствия юридических обязательств по предоставлению финансирования.

Навигация

Оценка цен на закупки без учета НДС в соответствии с 223-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что положение об оценке ценовых предложений участников закупки по 223-ФЗ без учета НДС может быть включено в закупочную документацию в том случае, если в документации указана одна начальная (максимальная) цена договора, которая не включает НДС, поскольку в этом случае участники, как и в случае включения НДС в стоимость договора, будут поставлены в одинаковое положение при формировании своих ценовых предложений и не должны занижать свои предложения с целью получения возможности победить в закупочной процедуре и впоследствии исполнять условия договора в ущерб и убыток собственным интересам и возможностям. Таким образом, незаконными являются требования закупочной документации, в которой цена договора будет рассчитываться путем прибавления к цене Заявки суммы налога на добавленную стоимость (НДС) согласно законодательству Российской Федерации, что повлечет, в случае участия в закупке участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, при сопоставлении заявок учет только цены договора (сумма единичных расценок на работы) без НДС.

ВАЖНО!
Нормы действующего законодательства не наделяют участников торгов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, особым статусом, обязывающим их занижать ценовые предложения при участии в конкурентных процедурах на величину налога на добавленную стоимость лишь в силу того, что они не являются плательщиками налога. Установление в Положении о закупках такого права не может свидетельствовать о правомерности проведения оспариваемой закупки, в том числе в связи с тем, что указанная норма предоставляет Заказчику право на установление соответствующих положений, но не предписывает соответствующую обязанность.

Документ: (Определение Верховного суда РФ от 15 января 2025 года №305-ЭС24-23773 по делу №А40-30158/2023, Решение АС города Москвы от 16 июня 2023 года по делу №А40-30158/2023)

Недействительность концессионных соглашений без юридических обязательств банков

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что предоставление лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, письма от кредитной организации, не содержащего юридического обязательства по предоставлению финансирования, нарушает ч. 4 ст. 5, ч. 4.2 ст. 37, п. 3 ч. 4.10 ст. 37, п. 4 ч. 4.11 ст. 37 Закона №115-ФЗ и влечет признание недействительным заключенного концессионного соглашения по иску прокурора, т.к. условия предоставления финансирования подлежали согласованию с заявителем с учетом технико-экономических и иных параметров проекта, которые подлежали проверке Банком, условий концессионного соглашения, ситуации на финансовом рынке во время заключения соглашений о предоставлении финансирования, а также требовали одобрения комитетом и/или иными уполномоченными органами/службами Банка и соблюдения ими обязательных с точки зрения банков условий. Таким образом, предоставление указанного выше письма не подтверждает фактическую возможность выступить в роли концессионера с точки зрения реальности выполнения им необходимого для создания объекта объема обязательств, то есть способность реализовать цели заключения концессионного соглашения, что закономерно предполагает обладание в действительности лицом, претендующим на реализацию мероприятий концессионного соглашения, необходимой и достаточной для этого финансовой составляющей.

Указанная позиция согласуется с определением Верховного Суда РФ от 17.05.2022 № 303-ЭС22-7923, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2022 № Ф03-7378/2021 по делу № А51-8166/2021.

Предусмотренные в части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие данной норме, распространяются не только на инициатора заключения концессионного соглашения, но и на всех иных лиц, подающих заявки на заключение концессионного соглашения.

ВАЖНО!
В Нижегородской области губернатором заключены десятки концессионных соглашений с фирмами с нулевыми оборотами (состоящими из одного директора, специально созданными за месяц до заключения концессионных соглашений). При этом у данных фирм также, как в рассматриваемом решении суда, отсутствует письменное юридическое обязательство Банка о подтверждении наличия средств или возможности их получения в размере финансирования в объеме не менее 5% объема, заявленных в проекте концессионного соглашения, инвестиций, что указывает на признаки ничтожности этих концессионных соглашений и обязанности прокурора субъекта РФ или Генерального прокурора РФ инициировать подачу иска в арбитражный суд о признании концессионных соглашений недействительными с применением последствий недействительности — возвращения денежных средств в бюджет.

Документ: (Определение Верховного суда РФ от 15 января 2025 года №305-ЭС24-23773 по делу №А40-30158/2023, Решение АС города Москвы от 16 июня 2023 года по делу №А40-30158/2023)

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.