4 029

Закупаем мебель по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Размер шрифта:

В госзаказе есть ряд особенностей закупки мебели по 44-ФЗ. К таким особенностям относятся правила импортозамещения, описание объекта закупки по КТРУ, применение типового контракта. За неприменение установленных правил заказчику грозит административная ответственность, поставщику — риск отклонения заявки на участие в закупке.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Для госзакупки мебели сначала определяются предмет закупки и его код ОКПД2.
  2. Любая закупка должна быть запланирована и включена в план-график.
  3. Составляется техническое задание, которое точно описывает, какую мебель планируется закупить.
  4. При составлении извещения важно учесть все запреты и ограничения по импортозамещению.
  5. После выбора победителя заключается контракт на поставку мебели и осуществляется её приемка.

Шаг 1. Определяем предмет закупки мебельной продукции по нормам 44-ФЗ

Для правильности проведения закупки требуется правильно сформировать его объект.

В первую очередь необходимо определить предмет закупки и выбрать код ОКПД2. К ним относятся:

  • 31.01 — для офисов и предприятий торговли;
  • 31.02 — кухонная;
  • 31.03 — матрасы;
  • 31.09 — прочие.

Для определения поставщика учитываем особенности тендеров на приобретение мебели по 44-ФЗ в части способов определения закупки.

Мебели нет в «аукционном перечне» из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р, поэтому заказчик вправе проводить как аукцион, так и конкурс, и запрос котировок (для закупок с НМЦК до 10 млн руб.).

В случае проведения закупки у единственного поставщика заказчики вправе провести «закупку с полки» по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ (с НМЦК до 5 млн руб.) либо закупить мебель у учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 (п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Шаг 2. Планируем госзакупку на приобретение мебели

Любая закупка должна быть запланирована и включена в план-график. Рассмотрим особенности планирования.

Особенностей при планировании мебельных тендеров нет, планирование осуществляется по нормам ПП РФ от 30.09.2019 № 1279.

Пример госзакупки мебели в ЕИС в плане-графике закупки по 44-ФЗ:

ВАЖНО!
По новым правилам планирования особенности импортозамещения не указываются в плане-графике.

Шаг 3. Составляем техническое задание на приобретение мебельной продукции

После того как предмет определен и тендер запланирован, составляем техническое задание. Техническое задание является важной частью всей закупочной документации. От его составления будет зависеть, что заказчик собирается закупать.

Для описания объекта закупок мебельной продукции используются сведения из каталога товаров, работ, услуг (требования установлены ПП РФ от 08.02.2017 № 145).

На текущий момент в разделе КТРУ «Мебель» 296 позиций товаров. Чтобы узнать, как в закупках посмотреть, какая должна быть мебель по коду позиции КТРУ, заходим в позицию КТРУ, смотрим описание. Заказчикам рекомендуется при закупке мебельных товаров указывать изображение требуемого товара.

Например, чтобы составить описание стола офисного для закупки, используем КТРУ 31.01.10.000-00000006 Стол письменный.

Обязательные характеристики подлежат применению, необязательные характеристики — по усмотрению заказчика, эскиз товара вставляем. Дополнительные характеристики возможны при их обосновании, такое обоснование покупки офисной мебели обязательно включается в извещение.

Шаг 4. Составляем извещение об осуществлении закупки мебели

При составлении извещения и выборе победителя учитываем особенности закупки мебели в части импортозамещения (ст. 14 44-ФЗ).

В извещении необходимо указать, что участник и предлагаемые им товары должны соответствовать условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, и обязаны предоставить информацию, подтверждающую это (обязательное приложение извещения по ст. 42 — требования к составу заявки на участие в закупке).

В 2024 году применяется запрет на закупку мебели по 44-ФЗ, установленный ПП РФ от 30.04.2020 № 616 (пп. 13–141 перечня) и распространяется на 7 позиций ОКПД2.

Законодатели определили, что документами, подтверждающими страну происхождения для запрета, являются для:

ВАЖНО!
Исходя из складывающейся практики применения ПП РФ 616, нельзя объединять в один лот товары серийного производства и товары индивидуального заказа.

По отдельному коду ОКПД2 31.09.14.190 (специализированная мебель, например, из тростника или бамбука) для торгов применяются вместо запрета условия допуска по Приказу Минфина от 04.06.2018 № 126н. Для удовлетворения требованиям Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 достаточно от участника закупки декларирование страны происхождения товара, никаких документов требовать нельзя.

При закупке медицинской мебели, фурнитуры для мебели для конкурентных закупок вместо запрета применяются отграничения на допуск, установленные ПП РФ от 30.04.2020 № 617 (п. 80, 164 перечня), для удовлетворения требованиям ПП РФ № 617 с правилом «второй лишний» в составе заявки достаточно предоставления номера реестровой записи из тех же реестров, что и для ПП РФ № 616.

ВАЖНО!
Для торгов при закупке мебели для офисов и предприятий торговли необходимо в извещении устанавливать преимущества организациям инвалидов в размере 15 % (ст. 29 44-ФЗ, распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р).

Подводных камней много, поэтому легко ошибиться. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применять нацрежим по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Шаг 5. Рассматриваем заявки участников и выбираем победителя для заключения контракта на поставку мебели

На основании заявок заказчик принимает решение о соответствии участника его требованиям и выбирает победителя тендера.

При рассмотрении заявок обязательно проверяем предложение об объекте закупки, сверяем ТЗ на закупку мебели из извещения и заявок участников. Если заявка не удовлетворяет требованиям ТЗ, то заявка отклоняется на основании одного из пунктов ч. 12 ст. 48 44-ФЗ.

Заказчику при рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на то, что поставщик обязан к основному пакету документов предоставить информацию, в которой указывается соответствие поставщика требованиям национального режима (раскрывается в извещении о закупке).

За непредставление документов при установлении запрета по ПП РФ № 616 заказчик обязан отклонить заявку участника, даже если у предлагаемого товара страной происхождения товара является РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.

Примеры реестровых номеров мебели, страна происхождения которой — РФ:

А так выглядят номера реестровых записей из реестра ЕАЭС:

Шаг 6. Заключаем контракт на поставку мебели

Победитель выбран, следующий шаг — заключить контракт. Рассмотрим, как это сделать.

В госзакупках используется типовой контракт на поставку мебели по 44-ФЗ (Приказ Минпромторга от 07.04.2020 № 1152, приложение № 3). Контракт обязателен к применению в части, не противоречащий 44-ФЗ (п. 12 ч. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ).

Случаи, когда применять типовой контракт на мебель по 44-ФЗ, установлены в информационной карте приказа:

Типовой контракт обязателен к применения для мебели для офисов и предприятий торговли (ОКПД2 31.01).

ВАЖНО!
Реестровые номера победителя обязательно включаем в контракт (требования п. 10 ПП РФ 616).

Шаг 7. Принимаем товар по контракту на поставку мебели

После того как победитель выбран и контракт заключен, необходимо осуществить приемку товара. Многие заказчики недооценивают этот этап закупки товара. Чтобы получить качественный товар, который был предметом торгов, следует обратить внимание на следующее.

Приемку проводим на основании технического задания на мебель из госконтракта, проверяем качественные, функциональные характеристики. Дополнительно проверяем обязательные документы по национальному режиму, подтверждающие страну происхождения товара при установлении запрета: для РФ — заключение Минпромторга РФ (на основании его товар вносится в реестр российской промышленной продукции по правилам ПП РФ от 17.07.2015 № 719), для ЕАЭС (кроме РФ) — акт экспертизы или сертификат о происхождении товара СТ-1 страны — участницы ЕАЭС (на основании этих документов товар вносится в Евразийский реестр промышленных товаров по правилам Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2025 № 105).

ВАЖНО!
Особенности приемки товаров, для которых истек срок действия заключения, и, следовательно, товар исключен на этапе поставки и приемки из соответствующего реестра изложены в письмах Минпромторга России от 25.04.2023 № ПГ-12-3968 и Минфина России от 02.05.2023 № 24-06-09/40063.

Пример заключения Минпромторга РФ:

Зачастую заказчиков интересует: можно ли закупать импортную мебель, если цена тендера менее 1 млн руб., а цена единицы менее 300 000 руб. Да, в таком случае согласно Письму Минпромторга РФ от 24.07.2020 № ПГ-12-9638 можно приобрести иностранную мебель.

Как проводить другие госзакупки

У нас есть инструкции, как правильно закупать:

  1. Продукты питания.
  2. НИОКР.
  3. Вывоз мусора.
  4. Лекарственные средства.
  5. Недвижимость.
  6. Электроэнергию.
  7. ОСАГО.
  8. Результаты интеллектуальной деятельности.
  9. Расходные материалы.
  10. Коммунальные услуги.
  11. В аварийных ситуациях.
  12. Иностранным поставщикам.
Рыжкина Дарья