1 065

Роль казначейства в контрактной системе

Размер шрифта:

Закон 44-ФЗ предусматривает не только планирование и дальнейшее осуществление закупок, но также и проведение контроля и надзора финансовыми органами за распределением бюджетных средств. Одним из таких органов является казначейство. В статье рассмотрим цели его деятельности и полномочия в рамках реализации 44-ФЗ.

Навигация

Финансовый контроль

Финансовый контроль в сфере закупок — это комплекс мер, выражающийся в проведении мероприятий по анализу законности составления и исполнения бюджетов, в том числе расходов, связанных с осуществлением госзакупок, правильности и достоверности составления отчетов по результатам проведенной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99, к органу контроля в сфере закупок отнесен орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, — Федеральное казначейство (ФК).

Помимо ФК, контрольными функциями обладают финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъекты контроля

Федеральное казначейство внутренний контроль может осуществлять и за иными субъектами на основании заключенных соглашений, к примеру, за заказчиками регионального и местного уровня при открытии ими соответствующих счетов в ФК (ч. 7 ст. 99 44-ФЗ, ч. 6 Постановления от 12.12.2015 № 1367).

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за следующими субъектами:

  • госзаказчики, осуществляющие закупки за счет федерального бюджета;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения — за счет бюджетных средств (согласно ч. 1, 4 ст.15 44-ФЗ);
  • ФГУП с заказами на осуществление капитальных вложений.

Федеральное казначейство как орган финансового контроля

Цель создания, основы деятельности, полномочия и задачи ФК отражены в Бюджетном кодексе РФ (БК), Постановлении от 01.12.2004 № 703, Приказе от 29.05.2014 № 106, Постановлении от 12.12.2015 № 1367.

Согласно ст. 269.1 БК РФ, полномочиями ФК являются:

  • проверка непревышения суммы заказа над лимитами бюджетных обязательств, ассигнований;
  • анализ содержания заказа на соответствие коду бюджетной классификации;
  • проверка наличия документов, подтверждающих денежное обязательство;
  • проверка сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту, соответствие сведениям, содержащимся в реестре контрактов.

Ч. 8 ст. 99 предусматривает следующие полномочия:

  • проверка обоснования заказов;
  • соблюдение правил нормирования;
  • корректное обоснование начальной цены договора;
  • применение заказчиком штрафов, пеней, неустоек при нарушения поставщиком условий договора;
  • проверка на соответствие поставленных товаров техническим заданиям договора и целям осуществления заказа.

С 01.01.2017 Федеральное казначейство осуществляет контроль за выявлением несоответствия следующей контролируемой информации:

  1. Соответствие стоимости контрактов, указанных в документах планирования, лимитам, доведенным до заказчиков.
  2. Соответствие идентификационных кодов и объемов финансового обеспечения на всех стадиях заказа (планы-графики — на соответствие планам закупок, извещение и документация — на соответствие документам планирования, протоколы — на соответствие документации, а условия договоров — на соответствие данным протоколов).
ВАЖНО!

Важно, что согласно Постановлению от 20.03.2017 № 315, норма о неразмещении в Единой информационной системе информации до устранения выявленных нарушений начала действовать с 1 января 2020 г. для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд. Норма введена в целях минимизации рисков возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Черданцева Татьяна