Как проходит казначейский контроль

Размер шрифта:

Важно вовремя публиковать извещения и контракты и составлять их правильно, так как они дополнительно проходят казначейский контроль. Причем это будет обязательное условие: только договоры, прошедшие контроль УФК, публикуются в ЕИС. Если документ не проверили или нашли в нем ошибки, то его не опубликуют.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Казначейское ведомство следит за госзакупками.
  2. Они проверяют, чтобы деньги тратились правильно и экономно.
  3. Проверяются документы, связанные с закупками и контрактами.
  4. Контроль проходит на разных уровнях — от местного до федерального.
  5. Федеральная антимонопольная служба тоже проверяет закупки.

Что такое казначейский контроль, и зачем Казначейство проверяет закупки

Я неоднократно сталкивалась с казначейским контролем как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Закупочная деятельность по нормам Федеральной контрактной системы всегда находится под пристальным вниманием. Госзакупки проводят за бюджетные деньги: чтобы не было растрат, для заказчиков ввели строгий финансовый контроль. А Казначейство — один из органов, которые проверяют заказчиков. Поставщиков казначеи проверяют опосредованно: смотрят все сопроводительные документы по контракту, которые передают в ТОФК госзаказчики.

В ч. 2 ст. 99 44-ФЗ указано, какие организации проверяет Федеральное казначейство:

  • всех заказчиков — управляющих и контрактные службы, закупочные комиссии;
  • уполномоченные органы, учреждения;
  • спецорганизации;
  • операторов электронных площадок и спецплощадок;
  • банки, госкорпорацию «ВЭБ.РФ», местных гарантийщиков — если они осуществляют определенные действия в рамках 44-ФЗ. К примеру, выдают банковскую гарантию поставщику.

Закупочные проверки по п. 5 ст. 99 44-ФЗ проходят по правилам из ПП РФ № 1193 от 06.08.2020.

Кто проверяет закупочную деятельность заказчиков

Закупки проверяют Федеральное казначейство и местные контролеры. Проверки документов по ч. 5, 5.1 ст. 99 проводятся всегда и не зависят от уровня заказчика. А вот финансовые проверки и контроль госзакупок проводят в зависимости от того, на каком уровне работает заказчик:

  • если на федеральном уровне: закупочную деятельность проверяет ФАС, финансовую — Федеральное казначейство;
  • если на региональном уровне: закупки контролируют уполномоченные органы субъекта и ФАС, финансы — региональные органы финконтроля или должностные лица органа исполнительной власти;
  • если на муниципальном уровне: закупки контролируют уполномоченные органы на муниципальном, региональном уровне и ФАС, финансы — орган муниципального финконтроля или должностное лицо местной администрации.
ВАЖНО!
По сути, по госзакупкам заказчиков контролируют по трем направлениям. Во-первых, контроль по ч. 5 ст. 99 Федерального закона 44-ФЗ (для неучастников бюджетного процесса предусматривается только опосредованное вовлечение, им надо лишь внимательно проверить проект контракта) со стороны Казначейства. Во-вторых, сама закупочная деятельность — проверяют ФАС и местные органы исполнительной власти. В-третьих, финансирование и исполнение бюджета по закупкам — контролируют казначеи и локальные финансовые органы.

В таблице мы показали, кто является субъектом финансового контроля:

Кто контролирует Кого контролируют
Федеральное казначейство Федеральные заказчики
Региональные и муниципальные финорганы Региональные и муниципальные заказчики
Управленческие органы государственных внебюджетных фондов — СФР, ФФОМС Госзаказчики, которые закупают за счет денег внебюджетных фондов, их подведомственные учреждения

За контроль закупок чаще всего отвечает ФАС. Если вы проводите госзакупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки проводят только ФАС России и ее территориальные управления. Если вы окажетесь региональным заказчиком, то плановые проверки проводит уполномоченный орган региона, который контролирует закупки. А внеплановый контроль проводят как региональные контролеры, так и ФАС. Заказчикам муниципального уровня повезло меньше: плановые проверки проводят муниципальные или региональные контролеры, а с внеплановым контролем вправе прийти орган любого уровня, в том числе и ФАС. То есть Федеральная антимонопольная служба вправе проверить любого заказчика.

Какие документы госзаказа проверяет Казначейство

В правилах из ПП РФ № 1193 указано, что проверяет Казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • план-график и приложения к нему;
  • извещения, приглашения принять участие в закрытой процедуре;
  • протоколы по закупкам;
  • проекты контрактов и соглашений об изменении госконтрактов в ЕИС;
  • проект контракта, который направляют участнику без ЕИС, — в некоторых случаях.

Казначеи контролируют соответствие идентификационного кода закупки (ИКЗ) во всех документах заказа и непревышение объема финансирования, выделенного для проведения процедуры. Это и есть казначейский контроль.

В каком формате проходит казначейский контроль

Если информация размещена в Единой информационной системе, то ее контролируют автоматически (ч. 5, 5.1 ст. 99 ФКС). Если документы не публикуют в ЕИС, то их запрашивают для контроля в другой форме. Например, представить в Казначейство на бумаге.

В правилах № 1193 отдельные сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта сразу же публикуются в ЕИС после успешного казначейского контроля.

Как проходит казначейский контроль закупок

Напоминаем, что казначеи и региональные финорганы проводят два вида контроля:

  1. Проверяют сведения об ИКЗ и объеме финансирования.
  2. Организовывают внутренний финансовый контроль — проводят проверки, ревизии и обследования.

Контроль ИКЗ и финансирования

Проводят ФК и территориальные казначейские органы, другие финконтролеры. Среди мероприятий контроля — согласование казначейством плана-графика, проверка извещений о закупке и приглашений принять участие в закрытой процедуре, протоколов подведения итогов (п. 2 ч. 1, ч. 5, 5.1 ст. 99 ФКС, п. 4 правил № 1193). Кроме того, смотрят:

  • проект контракта, который направили участнику закупки в ЕИС;
  • проект контракта, который направили участнику закупки без использования ЕИС;
  • проект соглашения об изменении условий контракта.

Финорганы отслеживают информацию об ИКЗ и соответствие объема финансового обеспечения госзакупки, доведенного до заказчика. Для этого проверяют:

  • информацию об ИКЗ;
  • объем финансового обеспечения, которое указали в плане-графике или отдельном приложении к нему;
  • объем финансового обеспечения, которое содержится в объектах контроля по пп. «в» — «з» п. 4 правил № 1193.

Кроме того, ввели казначейский контроль (пп. «н» п. 2 ПП РФ № 60 от 27.01.2022):

  • соответствия источника финансирования по КВР, если информация об источнике содержится в объектах контроля по пп. «в», «е», «з», «и» п. 4 правил № 1193;
  • факта непревышения предельных размеров аванса, если информация о нем содержится в объекте контроля, предусмотренном пп. «в», «з», «и» п. 4 правил № 1193.

В правилах № 1193 указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99, — с документом начинают работать не позднее часа после отправки в ЕИС. А проверяют его в разных ситуациях в течение 1–3 рабочих дней (разд. III правил № 1193). Если все оказалось в порядке, то казначейские специалисты сделают отметку и опубликуют их в ЕИС.

Если же найдут ошибки, то вас уведомят о нарушениях или составят протокол. Как только исправите ошибки, отправьте на повторный контроль: корректный документ опубликуют в ЕИС.

Протокол о несоответствии контролируемой информации

В ходе контроля казначейские специалисты проверяют НМЦК или цену контракта с единственным поставщиком — стоимость закупки в извещении сравнивают с планом-графиком. Кроме того, смотрят цену победителя: соответствует ли сумма в контракте протоколу, и хватит ли выделенных денег на оплату поставщику. И обязательно контролируют ИКЗ: надо, чтобы он совпадал во всех документах — плане-графике, извещении, протоколе и контракте.

ВАЖНО!
Если заключаете контракт с единственным поставщиком по одному из оснований п. 25 правил № 1193, то сначала направьте проект контракта без подписи участника на казначейский контроль.

Кроме того, в Казначействе проверяют:

  • применение национального режима (ч. 4 ст. 14);
  • проведение централизованных и совместных торгов (ст. 25, 26);
  • предоставление преференций инвалидам и предприятиям-уголовникам (ст. 28, 29);
  • осуществление закупок с ценой за единицу (ч. 24 ст. 22);
  • заключение контрактов с несколькими участниками закупки (ч. 10 ст. 34).

В правилах № 1193 разъясняется, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ: извещение и другие документы публикуют сразу же, как только получат положительный результат проверки.

Внутренний финансовый контроль

Внутренний контроль проводят (ч. 9 ст. 99 ФКС) на:

  • федеральном уровне — Федеральное казначейство;
  • региональном уровне — госорган финансового контроля в регионе или уполномоченное должностное лицо органа региональной исполнительной власти;
  • муниципальном уровне — орган муниципального финансового контроля или должностное лицо местной администрации.

Контролеры проверят (ч. 8 ст. 99 ФКС):

  • соответствие госзакупок правилам нормирования;
  • обоснованность НМЦК, начальной цены единицы, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Кроме того, в рамках финконтроля отслеживают исполнение контракта. Казначеи или финорганы проверяют:

  • исполнение, изменение, соблюдение условий контракта, соответствие результатов исполнения госконтракта его условиям;
  • соответствие результатов исполнения целям госзакупки.

Внутренний финконтроль проводится на основании нормативов, которые регулируют бюджетные правоотношения, и федеральных стандартов, которые утверждает правительство РФ (ч. 9 ст. 99 44-ФЗ, п. 3 ст. 269.2 БК РФ). А госорганы, которые проводят государственный и муниципальный финконтроль, вправе издавать локальные акты и стандарты проверок.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие органы контролируют закупки по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Если проверка прошла успешно, то акт не составляют. Если в ходе контрольных мероприятий выявили нарушения, то результатом становится (п. 2 ст. 269.2, п. 4 ст. 270.2 БК РФ):

  • выдача предписания или представления. Если госконтракт по проверенной закупке пока не заключен, то заказчик не сможет его заключить, пока не исполнит предписание или представление (ч. 23 ст. 99 ФКС). А за неисполнение предписания или представления грозит штраф (ч. 25 ст. 99, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • рассмотрение дела об административном правонарушении (ст. 23.7 КоАП РФ). Но если дело в отношении муниципальных заказчиков возбудили прокуроры, то органы внутреннего финконтроля не вправе рассматривать дела по ст. 7.29.3, ч. 8–10 ст. 7.32 КоАП РФ (Письмо Минфина № 02-09-10/32758 от 26.04.2021);
  • направление документов и других материалов в правоохранительные органы. В таких документах содержатся сведения о выявлении фактов совершения действия или бездействия с признаками состава преступления (Письмо Минфина № 02-09-09/637 от 13.01.2020);
  • обращение контролеров в суд. Финорганы подают иск о признании закупки недействительной и возмещении ущерба.

Как Казначейство контролирует реестр контрактов

В ПП РФ № 60 от 27.01.2022 определено, что должно контролировать Казначейство в реестре контрактов — сведения о заказчике и поставщике, об источнике финансирования, способ госзакупки, информацию об объекте и цене заказа и др. По правилам у заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения или расторжения (пп. «а», «б» п. 15 правил ведения реестра госконтрактов из ПП РФ № 60).

ВАЖНО!
На отправку сведений в Казначейство заказчикам отводят всего 3 рабочих дня со дня заключения соглашения по итогам электронных процедур. А с 01.01.2024 изменились и сроки отправки сведений о любых изменениях в госконтракте: если соглашение об изменении сформировано в ЕИС, то информацию надо отправить в течение 3 рабочих дней.

В п. 10 правил ведения реестра госконтрактов указано, что проверяет Казначейство в реестре контрактов:

  • документы по контракту, соглашение о его изменении (если происходили такие изменения);
  • ИКЗ, а если это закупка по гособоронзаказу, то еще и ИГК;
  • объем и источник финансирования;
  • сведения о товаре, его количестве и единицах измерения, стране происхождения;
  • объект закупки, дату и номер контракта, срок исполнения;
  • информацию о заказчике и поставщике;
  • обеспечение исполнения госконтракта, обеспечение гарантийных обязательств (если установили такие условия);
  • объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО — в виде процента от цены контракта (если госконтракт заключили по ч. 6 ст. 30 ФКС).

В реестр госконтрактов включают (п. 15 правил № 60):

  • контракт, соглашение о его изменении, расторжении, другую информацию и документы из пп. «б» п. 15 правил № 60. Сведения направляют казначеям с использованием ЕИС для проведения всех необходимых проверок;
  • документы о приемке или решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Сведения автоматически направляют в Казначейство с использованием ЕИС.

В правилах № 60 закреплено, в течение какого срока Казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ — обычно в течение 3 рабочих дней, но иногда казначеи заканчивают проверку раньше. По сути, проводят две проверки:

  • сначала по пп. «а» — «г» п. 18 правил № 60;
  • потом по пп. «д» — «и» п. 18 правил № 60.

Если проверка прошла успешно, то казначеи формируют реестровую запись и сразу же публикуют соглашение в ЕИС. Если в ходе контрольных мероприятий выявили ошибки, то сведения не опубликуют в реестре. Заказчик получит протокол по нарушениям. Изменения в информацию и документы надо внести в течение 3 рабочих дней, после чего повторно направить их на контроль. Если обнаружили ошибки сами, то оперативно исправьте их. Это поможет избежать административной ответственности.

Казначейский контроль в закупках: вопросы и ответы

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.