Национальный режим в госзакупках — это комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере. С 2020 года правила изменятся.
Что такое национальный режим
Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).
Государственный орган, ответственный за импортозамещение, — это Министерство финансов (ч. 3, 4 44-ФЗ). Ранее национальный режим курировало Министерство экономического развития (МЭР). Минфином и Минэкономразвития разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Нацрежим в госзакупках выражается в форме запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции. С 2020 года правила применения национального режима сильно изменятся.
Как изменятся запреты в 2020 году
Минпромторг разработал новый проект постановления о запретах на допуск в рамках национального режима. Выйдет нормативный акт в форме поправок к ПП РФ № 239 от 07.03.2019. В обновленное постановление по нац режиму по 44 ФЗ включили ряд положений (в основном действующие списки товаров) из ПП РФ № 656, 791, 1072 и 9. Четыре указанных норматива перестанут действовать с 01.01.2019.
Законодатели планируют устанавливать запреты на допуск только в закупках для нужд обороны и безопасности. Такое положение прописано в ПП РФ № 9 от 14.01.2017 и № 239 от 07.03.2019. Что касается остальных категорий, таких как мебель, легкая и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, то запреты с них снимаются, и устанавливаются ограничения на допуск зарубежной продукции.
Как сами постановления по изменениям национального режима, так и перечни к ним еще окончательно не утверждены. Списки товаров, в отношении которых планируют ввести запреты, еще дорабатываются и дополняются. К примеру, в реестр запрещенной иностранной продукции войдут морская техника и судостроительная продукция (паромы, речные и морские суда, буксиры). А вот что исключат из списка (позиции по ОКПД2):
- 08.11.1 — камень строительный и для памятников;
- 08.12 — гравий, песок, различные виды глины и каолин;
- 23.11 — листовое стекло;
- 28.92.50.000 — гусеничные тракторы;
- 29.10.59.210 — транспорт для перевозки денег и ценных грузов.
Законодатели предложили единый регламент национального режима для всей продукции, включенной в обновленный перечень. Новые правила применения запрета на допуск в рамках национального режима:
- К закупкам не допускаются товары, которые происходят не из стран Евразийского экономического союза.
- Нельзя объединять в одном заказе товары, включенные в перечень, и продукцию, отсутствующую в нем.
- Отечественное происхождение продукта подтверждается выпиской из реестра российской промышленной продукции. Этот документ готовится через сервис ГИСП.
- Происхождение товара из ЕАЭС подтверждается наличием позиции в перечне евразийской промышленной продукции. Законодатели не установили, в какой форме поставщику доказывать такое происхождение.
- Закупка конкретных товаров обязывает заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам. К примеру, для изготовления текстильных изделий поставщику обязан использовать вспомогательные материалы из стран ЕАЭС.
- Замена товара иностранной продукцией в ходе исполнения контракта запрещена.
- Заказчики размещают в ГИСП сведения об итогах закупки с установленными запретами на допуск. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта с поставщиком.
Есть исключения. Заказчик вправе закупать иностранные товары, если у него есть на это разрешение, выданное через сервис ГИСП. Не применяются запреты и в случае несовместимости отечественной продукции с теми товарами, которые организация приобретала ранее, или же требуется закупить детали и запасные части для машин, оборудования в соответствии с технической документацией.
Все эти правила придется применять с 01.01.2019. До этого момента закупки проводятся по старым нормативам.
Как изменятся ограничения в 2020 году
С 01.01.2019 вступят в силу новые постановления по национальному режиму. Запреты на допуск коснутся только продукции, приобретаемой для нужд государственной обороны и безопасности. Для всех остальных категорий товаров, работ и услуг планируют применять ограничения и условия допуска.
Ограничения и условия допуска в рамках национального режима распространяются не только на товары, но и сопутствующие работы и услуги. Нельзя включать в закупку товары, в отношении которых применяют ограничения, и продукты, для которых ограничения недействительны. Вот какая продукция попадет под ограничения в рамках национального режима в 2020 году:
- легкая промышленность;
- мебель;
- деревообрабатывающая промышленность;
- химическая отрасль;
- станкоинструментальная промышленность;
- машиностроение: тяжелое, энергетическое, сельскохозяйственное, пищевое, строительно-дорожное, нефтегазовое;
- автомобилестроение;
- электротехническая и кабельная промышленность;
- радиоэлектроника;
- промышленность строительных материалов;
- отрасли металлургии и материалов;
- медицинская промышленность;
- спортивное оружие (есть исключения) — действуют только новые ограничения, старые утратят силу с 01.01.2019;
- спортивные товары;
- продукция реабилитационной индустрии;
- музыкальные инструменты и звуковое оборудование;
- детские товары.
Работают новые ограничения так:
- Заказчик отклоняет все заявки и окончательные предложения с товарами не из стран ЕАЭС. Правило «третий лишний» продолжает действовать.
- Для некоторых продуктов (текстильные изделия и другие) актуальны те же правила, что и при применении запретов: ограничения распространяются на все сопутствующие товары и материалы.
- Если к заявке с иностранным товаром не применяются ограничения, на них распространятся условия допуска, если они действуют для закупаемой продукции.
- В случае отклонения предложений из-за применения ограничений в ходе исполнения контракта нельзя заменять приобретенные товары на продукты, происходящие не из стран ЕАЭС.
- Результаты закупки с ограничениями публикуются в ГИСП в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
- Подтверждение соответствия ограничениям осуществляется в виде декларации страны происхождения. Обязателен и подтверждающий документ.
- В ходе исполнения контракта поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции, подготовленную в ГИСП. Допускается направление сертификата СТ-1 (его копии), если товара нет в реестре.
Новые ограничения применяем с 01.01.2019. До этого момента закупки проводятся по старым правилам.
Как действовать заказчику, чтобы не нарушить национальный режим
Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА по национальному режиму на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику придется подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.
Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством. Заказчику необходимо учитывать, что применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ действует как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не допускает замену товара или страны происхождения (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ).
Как сейчас работают запреты
Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.
Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаях заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:
- закупка продуктов легкой промышленности;
- заказ машиностроительной продукции;
- приобретение программного обеспечения;
- госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности;
- тендеры на мебель.
Все эти заказы подпадают под запрет в рамках национального режима. В нормативных актах правительства утверждаются не только запреты, но и исключения из указанного правила.
Легкая промышленность
По национальному режиму в закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.
Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776), ПП РФ № 791 от 11.08.2014 (действует до конца 2020), проекты постановлений на запреты, ограничения и условия допуска (актуальны с 2020 года).
Машиностроение
По правилам национального режима соответствие закупке подтверждается одним из документов:
- инвестиционный контракт;
- акт экспертизы ТПП;
- сертификат о происхождении ЕАЭС.
Учитывайте соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009, ПП РФ № 656 от 14.07.2014 (действует до конца 2020), проект постановления правительства, подготовленный, в том числе, и на основании ПП РФ № 656 от 14.07.2014 (применяем с 2020 года).
Программное обеспечение
Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства. По правилам национального режима учитывайте:
- Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
- Дополнительные требования (ПП РФ № 325 от 23.03.2017).
- Порядок обоснования при нарушении запрета.
Продукция для нужд обороны и безопасности
Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга. Надлежит учитывать порядок выдачи заключения из ПП РФ № 719 от 17.07.2015. С 2020 года полностью запретят закупать иностранную продукцию, приобретаемую в целях обороны и безопасности. Уже опубликованы проекты постановлений правительства о запретах, ограничениях и условиях допуска в рамках национального режима.
По правилам национального режима обязательно учитывать:
- Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности.
- Предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).
Мебель
Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупки правилам национального режима подтверждается одним из документов:
- инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
- акт экспертизы ТПП;
- сертификат СТ-1.
Критерии подтверждения: ПП РФ № 550 от 10.05.2017, ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 (действует до конца 2020), проекты постановлений на запреты, ограничения и условия допуска с 2020.
Как сейчас работают ограничения национального режима
Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается. Напоминаем, что национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из стран Евразийского экономического союза. В 2020 году ТРУ, поставляемые из ЕАЭС, не приравниваются к иностранной продукции.
Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара, если подано не менее двух отвечающих требованиям извещения предложений:
- из перечня стран РФ или ЕАЭС;
- различных производителей.
Постановлениями правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).
Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)
Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Подтверждение осуществляется сертификатом ЕАЭС.
Учесть:
- правила отбора организаций (ПП РФ № 967 от 14.08.2017);
- правила определения страны происхождения.
Лекарственные препараты
Подтверждение сертификатом ЕАЭС.
По правилам национального режима обязательно учитывать перечень ЖНВЛП:
- РП РФ № 2738-р от 10.12.2018 на 2020;
- РП РФ № 2406-р от 12.10.2019 на 2020;
- правила определения страны происхождения.
Пищевые продукты
Главная особенность, что наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Радиоэлектроника
Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в реестре, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Действующий перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ недавно дополнен новыми наименованиями — вступило в силу постановление правительства № 878 от 10.07.2019, ограничивающее импорт радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования. С 2020 нормы постановления начнут действовать в отношении связанных работ и услуг. Ограничения по правилам национального режима планируют применять до 2021 года. Заказчик устанавливает ограничения только на ту радиоэлектронную продукцию, которая включена в перечень по постановлению № 878.
Потребуется учесть требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны, ПП РФ № 878 от 10.07.2019. Российское происхождение подтверждается одним из документов:
- инвестиционный контракт;
- подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
- уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
- сертификат СТ-1.
Стенты для коронарных артерий, катетеры
Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. По правилам национального режима страна происхождения подтверждается:
- сертификатом ЕАЭС;
- подтверждением о производстве МПТ (ПП РФ № 719 от 17.07.2015);
- заключением о производстве МПТ (ПП РФ № 550 от 10.05.2017).
Как работают условия допуска национального режима
Условия допуска иностранной продукции — это специальные правила реализации зарубежных товаров. По сути, предоставление преференций для российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.
Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.
При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018. Вот на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим:
- из Белоруссии;
- Казахстана;
- Армении;
- Киргизии.
Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который вправе получить преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, заключается при возможности снижения цены на 15% от заявленной.
Если победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК. Приказ действует в совокупности с ПП РФ № 925 от 16.09.2016. Постановление определяет приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения к иностранной продукции.
С 12.11.2019 перечень товаров, на которые распространяются условия допуска национального режима, обновился. Вышел приказ Минфина РФ № 165н от 14.10.2019, который дополнил действующий норматив 126н. В перечень включены новые коды продукции по видам экономической деятельности ОКПД2. Среди них:
- 08.1 — камень, песок, глина;
- 17.12.14.160 — бумага для аппаратов и приборов;
- 19.20.29.119 — моторные масла, которые не включили в другие группировки;
- 20.41.32.119 — моющие средства (прочие);
- 26.40.20.110 — цветные телевизоры с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения;
- 31.0 — мебель (есть исключения).
Некоторые позиции из приказа 126н существенно изменили. Расширили разделы 25 (готовые металлические изделия), 26 (компьютерное, электронное, оптическое оборудование), 27 (электрическое оборудование), 28 (машины и оборудование), 30 (прочие транспортные средства и оборудование), 32 (прочие готовые изделия) справочника ОКПД2.