Национальный режим в госзакупках — это комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере. Разбираемся, как работает национальный режим в настоящее время.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Национальный режим помогает российским товарам быть более важными в госзакупках.
- Госзакупки требуют, чтобы товары отовсюду в ЕАЭС были в особом списке.
- Если товар заменяется, нельзя выбрать иностранный взамен.
- Информация о закупках публикуется в специальной системе в сроки.
- Можно покупать иностранные товары, если для этого есть особое разрешение.
Что такое национальный режим
Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин — импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).
Государственный орган, ответственный за импортозамещение, — это Министерство финансов (ч. 3, 4 44-ФЗ). Ранее национальный режим курировало Министерство экономического развития (МЭР). Минфином и Минэкономразвития разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и указанием условий ее использования. Нацрежим в госзакупках выражается в форме запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции.
Как работает национальный режим в закупках
Законодатели разработали единый регламент национального режима для всей продукции, включенной в перечень. Правила применения запрета на допуск в рамках национального режима:
- К закупкам не допускаются товары, которые происходят не из стран Евразийского экономического союза.
- Нельзя объединять в одном заказе товары, включенные в перечень, и продукцию, отсутствующую в нем.
- Отечественное происхождение продукта подтверждается выпиской из реестра российской промышленной продукции. Этот документ готовится через сервис ГИСП.
- Происхождение товара из ЕАЭС подтверждается наличием позиции в перечне евразийской промышленной продукции. Законодатели не установили, в какой форме поставщику доказывать такое происхождение.
- Закупка конкретных товаров обязывает заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам (к примеру, для изготовления текстильных изделий поставщик обязан использовать вспомогательные материалы из стран ЕАЭС).
- Замена товара иностранной продукцией в ходе исполнения контракта запрещена.
- Заказчики размещают в ГИСП сведения об итогах закупки с установленными запретами на допуск. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта с поставщиком.
Подробнее: какие преференции и ограничения в закупках устанавливает национальный режим
Есть и исключения. Заказчик вправе закупать иностранные товары, если у него есть на это разрешение, выданное через сервис ГИСП. Не применяются запреты и в случае несовместимости отечественной продукции с теми товарами, которые организация приобретала ранее, или же когда требуется закупить детали и запасные части для машин, оборудования в соответствии с технической документацией.
Может пригодиться: как закупать у иностранных поставщиков
Как работают запреты по национальному режиму
Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, то заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.
Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:
- закупка продуктов легкой промышленности;
- заказ машиностроительной продукции;
- приобретение программного обеспечения;
- госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности.
Все эти заказы подпадают под запрет в рамках национального режима. В нормативных актах правительства утверждаются не только запреты, но и исключения из указанного правила.
Легкая промышленность
По национальному режиму в закупке необходимо создать условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.
Надо учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (Приказ Минпромторга от 29.05.2020 № 1755).
Машиностроение
По правилам соблюдения национального режима в машиностроении соответствие закупке подтверждается одним из документов:
- инвестиционный контракт;
- акт экспертизы ТПП;
- сертификат о происхождении ЕАЭС.
Учитывайте соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009, ПП РФ № 616 от 30.04.2020.
Программное обеспечение
Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства. По правилам национального режима учитывайте:
- Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
- Дополнительные требования (ПП РФ № 325 от 23.03.2017).
- Порядок обоснования при нарушении запрета.
Продукция для нужд обороны и безопасности
Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга. Надлежит учитывать порядок выдачи заключения из ПП РФ № 719 от 17.07.2015. В настоящее время полностью запрещено закупать иностранную продукцию, приобретаемую в целях обороны и безопасности.
Может быть полезно: как получить заключение об отсутствии аналогов продукции в РФ
По правилам национального режима обязательно учитывать:
- Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности.
- Предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).
Как работают ограничения в закупках
Кроме запрета, в рамках национального режима действуют ограничения допуска. Напоминаем, что национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из стран Евразийского экономического союза. Если ограничение не сработало по причине отсутствия предложения российских ТРУ, то заказчики применяют условия допуска. Это касается:
- медицинский изделий;
- отдельных лекарственных препаратов;
- промышленных товаров;
- отдельных продуктов пищевой промышленности.
Запреты, ограничения и допуск устанавливают отдельные документы Правительства РФ.
Работают ограничения так:
- Заказчик отклоняет все заявки и окончательные предложения с товарами не из стран ЕАЭС. Действует правило «второй» и «третий лишний».
- Для некоторых продуктов (текстильные изделия и другие) актуальны те же правила, что и при применении запретов: ограничения распространяются на все сопутствующие товары и материалы.
- Если к заявке с иностранным товаром не применяются ограничения, то на них распространяются условия допуска, если они действуют для закупаемой продукции.
- В случае отклонения предложений из-за применения ограничений, в ходе исполнения контракта нельзя заменять приобретенные товары на продукты, происходящие не из стран ЕАЭС.
- Результаты закупки с ограничениями публикуются в ГИСП в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
- Подтверждение соответствия ограничениям осуществляется в виде декларации страны происхождения. Обязателен и подтверждающий документ.
- В ходе исполнения контракта поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции, подготовленную в ГИСП. Допускается направление сертификата СТ-1 (его копии), если товара нет в реестре.
Постановлениями правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).
Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)
Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Подтверждение осуществляется сертификатом ЕАЭС.
Надо учесть:
- правила отбора организаций (ПП РФ № 76 от 28.01.2021);
- правила определения страны происхождения.
Лекарственные препараты
Требуется подтверждение сертификатом ЕАЭС.
По правилам национального режима обязательно учитывать перечень ЖНВЛП:
- РП РФ № 2406-р от 12.10.2019;
- правила определения страны происхождения.
Пищевые продукты
Главная особенность состоит в том, что наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Радиоэлектроника
Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в реестре, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Действующий перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ утвержден постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019, ограничивающим импорт радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования. Заказчик устанавливает ограничения только на ту радиоэлектронную продукцию, которая включена в перечень по постановлению № 878.
Необходимо учесть требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны (ПП РФ № 878 от 10.07.2019). Российское происхождение подтверждается одним из документов:
- инвестиционный контракт;
- сертификат СТ-1.
Стенты для коронарных артерий, катетеры
Применяются дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. По правилам национального режима страна происхождения подтверждается:
- сертификатом ЕАЭС;
- подтверждением о производстве МПТ (ПП РФ № 719 от 17.07.2015);
- заключением о производстве МПТ (ПП РФ № 550 от 10.05.2017).
Условия допуска для участия в закупках по 44-ФЗ
Условия допуска иностранной продукции — это специальные правила реализации зарубежных товаров. По сути, это предоставление преференций для российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.
Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.
При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет Приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018. Вот продукция из каких страны не подпадает под национальный режим:
- из Белоруссии;
- Казахстана;
- Армении;
- Киргизии.
Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 % в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который вправе получить преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, заключается при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.
Если победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, то такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК. Приказ действует в совокупности с ПП РФ № 925 от 16.09.2016. Постановление определяет приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения к иностранной продукции.
Условиями допуска товаров является документ, подтверждающий страну происхождения товара. Вид документа указывается в документации на закупку. В случае отсутствия поставщику следует руководствоваться соответствующим постановлением по нацрежиму по 44-ФЗ в зависимости от вида товаров.
Разберем условия допуска в зависимости от установленных запретов.
Дополнительно: как определить страну происхождения товара
Запрет на допуск программного обеспечения по постановлению № 1236
Участник подтверждает происхождение декларацией о том, что продукция есть в российском или евразийском реестрах ПО (п. 2.2 постановления № 1236).
Запрет на закупку некоторых иностранных промтоваров по постановлению № 616
В заявке поставщик декларирует номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции, евразийского реестра промышленной продукции. При поставке товара в рамка его исполнения страна происхождения подтверждается документами, на основании которых продукция включена в соответствующий реестр.
Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции по постановлению № 878
Здесь декларируется реестровая запись из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции или Евразийского реестра промышленных товаров. В случае отсутствия продукции в реестрах, допускается указание регистрационного номера сертификата СТ-1.
Ограничение на допуск пищевых продуктов по постановлению № 832
Указание в предложении поставщика наименования страны происхождения (согласно Общероссийскому классификатору стран мира) и производителя пищевых продуктов и будет подтверждением страны происхождения товара.
Ограничение на допуск отдельных видов промышленных товаров по постановлению № 617
В предложении указывается номер реестровой записи, которая подтверждает нахождение товара в реестре промышленной продукции, произведённой на российской территории, или реестровый номер из евразийского реестра промышленной продукции.
Если продукции нет ни в одном из этих реестров, то участник подтверждает соответствие указанием регистрационного номера сертификата СТ-1.
При исполнении контракта представляются документы, на основании которых товар включен в соответствующий реестр.
Ограничение на допуск медицинских изделий по постановлению № 102
По перечню № 1 — сертификат СТ-1. По перечню № 2 — сертификат СТ-1, акт экспертизы Торгово-промышленной палаты с указанием доли стоимости иностранного материала в одной единице изделия.
Ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств по постановлению № 1289
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата являются документы:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства —члена ЕАЭС;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, которое выдается Минпромторгом России;
в) сертификат о происхождении товара, который выдается уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях ДНР и ЛНР.
Специальные условия допуска по приказу № 126н
Участникам закупки представляется декларация о стране происхождения товара в свободной форме.
Поставщик несёт ответственность за достоверность предоставляемых сведений по 44-ФЗ.
Как действовать заказчику, чтобы не нарушить национальный режим
Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью надо проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА по национальному режиму на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику придется подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.
Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством. Заказчику необходимо учитывать, что применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ действует как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливают случаи, когда заказчик при исполнении контракта не допускает замену товара или страны происхождения (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ).
Как узнать, что в закупке есть ограничения или запреты
Информацию об ограничениях содержат извещение о проведении закупки и закупочная документация (при ее формировании). Сведения находятся в открытом доступе в ЕИС, в случае проведения открытых процедур, в разделе «Преимущества, требования к участникам» тендера.
Напомним, что в случае возникновения вопросов по поставке товара и предоставлению документов участник закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений тендера.
По личному опыту могу сказать, что, если не до конца понятны запреты, устанавливаемые заказчиком, гораздо проще для участника уточнить, что имеется в виду (в случае технических ошибок заказчик уточнит условия закупки). Ошибки бывают и при составлении и размещении закупки. А в ходе рассмотрения предложений заказчик обязан будет применять все ограничения и запреты, установленные извещением, даже если они установлены неправомерно.
Вопросы и ответы по применению национального режима в закупках
-
Как применяются положения нацрежима в 223-ФЗ?
С января 2025 г. заказчики по 223-ФЗ смогут устанавливать полный запрет или ограничения допуска иностранных товаров и давать преимущества участникам с отечественной продукцией — как в торгах по 44-ФЗ. Для этого следует условия применения прописать в положении о предоставлении национального режима в положении о закупках заказчика и разместить в ЕИС.
-
Как действует правило «третий» лишний?
Заказчик при рассмотрении предложений, в случае наличия хотя бы двух заявок с товарами РФ (стран ЕАЭС), отклоняет все предложения с иностранным товаром. Если производитель в 2 заявках один и тот же — правило на работает.
-
В каких закупках применяется правило «второй» лишний?
В тендерах на покупку товаров радиоэлектронной продукции (ПП № 878), промышленных товаров (ПП № 617) достаточно наличие одной заявки с продукцией российского производства (ЕАЭС), и тогда остальные предложения с иностранным товаром подлежат отклонению.
Вам в помощь документы для скачивания
Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925
Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 N 325
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878
Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616
Приказ Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755