На фоне санкций и взятого курса на импортозамещение национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ приобрел особое значение. Перед руководством страны стоит нелегкая задача: выстроить закупочную систему таким образом, чтобы, с одной стороны, поощрить российских производителей и дать им пространство для роста и развития, а с другой, не перерезать полностью каналы поставок важной иностранной продукции, аналогов которой нет в России.
Навигация
Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ
Напомним, что национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства. Смысл национального режима в том, чтобы госзаказчики закупали больше российских товаров и постепенно уходили от импортных.
Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:
- поддержка российских производителей;
- поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
- развитие российской экономики в целом;
- поддержание обороноспособности страны;
- обеспечение национальной безопасности.
Важно отличать национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: национальный режим предполагает создание условий для продвижения в закупки отечественной продукции. Режим наибольшего благоприятствования — это, по сути, договоренность двух стран, что они гарантируют для продукции друг друга приоритет на своих внутренних рынках.
Национальный режим (44-ФЗ) действует в трех основных формах:
- запреты;
- ограничения;
- условия допуска (преференции).
Таблица по национальному режиму по 44-ФЗ:
Виды продукции | Нормативные акты | |
---|---|---|
Запрет |
Промышленная продукция Программное обеспечение |
|
Ограничения |
Медицинские изделия Лекарственные препараты Радиоэлектронная продукция Продукты питания Промышленная продукция |
|
Условия допуска |
Перечни 1 и 2 Приказа № 126н |
Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ
Запрет означает, что определенный вид продукции нельзя приобретать ни в каких закупках, в том числе в порядке закупки у единственного поставщика.
Запрет установлен для:
- промышленной продукции — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616;
- программного обеспечения — Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.
Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых наименований отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС, но такую закупку необходимо обосновать.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применять национальный режим без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ
Ограничения устанавливаются на допуск:
- медицинских изделий (Постановление от 05.02.2015 № 102);
- лекарственных препаратов (Постановление от 30.11.2015 № 1289);
- радиоэлектронной продукции (Постановление от 10.07.2019 № 878);
- отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22.08.2016 № 832);
- некоторых видов промышленной продукции (Постановление от 30.04.2020 № 617).
Начиная с 2022 года, правила ограничения допуска изменились в связи с изданием Постановления от 28.08.2021 № 1432:
- перечень медизделий из ПП № 102 сократили, исключив из него более 40 позиций, в том числе томографы, рентгены и инкубаторы для новорожденных;
- для медизделий и радиоэлектроники ввели правило «второй лишний» — если на тендер подана хотя бы одна заявка с предложением отечественной продукции, соответствующей требованиям заказчика, все остальные заявки отклоняются.
Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ
Условия допуска, преференции и национальный режим в закупках установлены Приказом Минфина от 04.06.2018 № 126н. В нем же перечислены наименования, к которым условия применяются.
При закупке по Приказу № 126н необходимо придерживаться следующих правил:
- если для приобретаемых наименований действует трехзначный подкласс ОКПД2, условия допуска необходимо применять ко всем позициям этого подкласса;
- при проведении конкурентной процедуры преимуществом обладают участники, предлагающие товары из России и других стран ЕАЭС — Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, то есть ответ на вопрос, у кого из ЕАЭС можем покупать по нацрежиму, — у всех, страны союза равны в этом отношении;
- для подтверждения страны происхождения товара поставщику достаточно написать ее название в заявке. А если страну происхождения необходимо изменить уже в ходе исполнения соглашения, ее следует менять на страну ЕАЭС;
- заявки, в которых предлагаются товары производства страны ЕАЭС, обладают преимуществом при их анализе. К стоимости исполнения необходимо применить понижающий коэффициент для стран ЕЭС по 44-ФЗ — 0,15, если товар отнесен к Перечню № 1, и 0,2% — если к Перечню № 2. Благодаря этому, при анализе у такой заявки больше шансов на победу. Если такая заявка в итоге победит, контракт с победителем следует заключать по той цене, которую он предложил без учета снижения.
Условия допуска не применяются, если:
- тендер признан несостоявшимся;
- во всех заявках предлагается поставить товары, происходящие из стран ЕАЭС;
- во всех заявках предлагается поставить иностранные товары.
Национальный режим по 223-ФЗ
Вступившее в силу с 01.01.2017 Постановление от 16.09.2016 № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.
В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной.
В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.
Еще по теме:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289
Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878