Рейтинг@Mail.ru

Все о самозанятых для бухгалтера. Основы НПД, плюсы и минусы, налоги и взносы

Размер шрифта:

Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами начинаем марафон для самозанятых.

Видео-лекция о работе с самозанятыми

Особый налоговый режим для самозанятых

С 2019 года введён этот особый налоговый режим — самозанятость. Его официальное название — налог на профессиональный доход, а сокращенное название — НПД.

Мы начинаем марафон, и почему именно для самозанятых? Потому что уже прошло 4 года с начала его введения, а вопросов меньше не становится. Но это здорово, значит он пользуется успехом. Давайте попробуем ещё раз вспомнить, что же это за налог.

Этот налог растёт семимильными шагами. На 5 марта 2020 года самозанятых было 500 тысяч, а на 1 января 2021 года — уже 1,5 миллиона. На 1 ноября 2022 года число самозанятых достигло 6 миллионов. Значит, он пользуется успехом.

В 2022 году стать самозанятым могут жители всех регионов России, а также некоторые иностранцы — граждане Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии, Донецкой и Луганской народных республик.

Условия и виды деятельности для самозанятых

Основные условия для самозанятых:

  1. Годовой доход не более 2,4 млн рублей.
  2. Работа без наёмных сотрудников.
  3. Занятие деятельностью, которая разрешена для статуса самозанятых.

Самозанятые могут предоставлять различные услуги, продавать вещи собственного производства, сдавать в аренду жильё. Этот режим подходит для многих профессий из разных областей: здоровье и спорт, финансы и юридические услуги, IT, помощь по дому и ремонту, информационные услуги и маркетинг, красота и мода, развлечения, образование, кулинария.

Но есть виды деятельности, которые запрещены самозанятым:

  1. Продажа подакцизных товаров и товаров, подлежащих маркировке: алкоголь, табак, бензин, легковые автомобили, некоторые виды одежды, обувь, духи, ювелирные изделия и другие.
  2. Перепродажа любых товаров не собственного производства. Если вы сделали игрушку сами, то можете ее продать. Но если вы купили игрушку и перепродаете, то это запрещено. То есть, если вы просто купили товар и, не прикладывая к нему усилий, перепродали — это запрещено. А если вы что-то купили, приложили усилия, чтобы изменить технические характеристики, внешний вид, что-то добавили, и продаете уже результат своего труда — это разрешено.
  3. Добыча и реализация полезных ископаемых.
  4. Работа по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, то есть быть посредником и совершать действия в интересах другого человека.
  5. Сдача в аренду коммерческой недвижимости.
  6. Продажа недвижимости и транспортных средств.
  7. Деятельность в качестве платёжного агента, то есть прием денег от клиентов в интересах другого продавца товаров.

Также самозанятыми не могут быть нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, медиаторы.

Налоговые ставки, доход и оплата налога самозанятыми

Ставки налога на самозанятых две: 6% и 4%. Ставка 4% применяется, если вы работаете с физическими лицами, 6% — если с юридическими лицами и ИП.

Как это различить? Когда вы заходите в личный кабинет, вы выбираете, от кого получены деньги. Если вы указываете физлицо, то фамилию, имя и отчество вводить не нужно, это обезличенная информация, вы просто указываете полученную сумму. Если вы указываете ИНН ИП или юрлица, значит это 6%.

Самозанятые платят налоги только с доходов от своей деятельности. К доходам относятся именно полученные денежные средства. Если денег вы не получили, то и дохода нет, платить и отражать в личном кабинете ничего не надо. Это может быть отгрузка в долг, оказание услуг в рассрочку платежа, невыполненная работа, за которую вы денег не получили.

Полученную сумму самозанятый отражает в приложении «Мой налог» и указывает, кто клиент. Если клиент — компания или ИП, то дополнительно вводится ИНН. Приложение автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, но платить его нужно один раз в месяц. Общая сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении с 10 по 12 число следующего месяца, а оплату нужно произвести до 25 числа. Если не оплатить налог вовремя, начисляются пени за каждый день просрочки.

Налоговый вычет и страховые взносы

При регистрации самозанятый получает налоговый вычет 10 000 рублей. Этот вычет применяется только для уменьшения налогов, вернуть, зачесть или применить его где-то еще нельзя. Вычет дается только один раз и на всю жизнь, на неограниченный срок.

Как он расходуется? Если вы работаете с физлицами и ставка налога 4%, то уменьшение осуществляется в размере 1% от вашего начисленного налога. Например, вы получили 1000 рублей, с них нужно заплатить налог 40 рублей. 10 рублей вычитается за счет предоставленной льготы или налогового вычета. Тогда к оплате останется 30 рублей. То же самое и при работе с компаниями — если начисляется 6%, то вычесть можете 2%.

Вычет растягивается, то есть не обязательно получить его весь в течение одного года. Все зависит от вашего дохода — если доход небольшой, то вы можете использовать это уменьшение налога и год, и два, и три.

У самозанятых нет обязательных взносов, но есть добровольные. Например, вы можете оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд для покупки страховых баллов, чтобы в последующем при выходе на пенсию эти баллы прибавлялись к уже имеющимся. Но самозанятость не включается в годы трудового стажа.

Если человек совмещает самозанятость и основную работу по трудовому договору, то работодатель за него платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, и проблем с пенсией нет, все начисляется за счет работы в найме.

А вот оплату больничных листов на случай временной потери трудоспособности и материнства самозанятые не получают, потому что не платят страховые взносы в ПФР и ФСС.

Плюсы и минусы самозанятости

Плюсы:

  1. Легальная работа без проверок налоговыми органами. Вы спокойно работаете, оплачиваете свои 4-6% налогов и знаете, что вас не накажут и не оштрафуют. Можно размещать рекламу в интернете, искать клиентов, получать справки о доходах для визы или ипотеки.
  2. Простая регистрация через приложение «Мой налог» за 10 минут. Есть четыре способа зарегистрироваться: на сайте налоговой, в приложении «Мой налог», на портале Госуслуги и в личном кабинете крупных банков. Понадобится логин и пароль личного кабинета на сайте ФНС, паспортные данные и учетная запись на Госуслугах.
  3. Полное отсутствие отчетности — не нужно вести книгу учета доходов и расходов, требуется только выдать чек через приложение.
  4. Низкие ставки налога — 4% при работе с физлицами и 6% с юрлицами и ИП. Для сравнения, ИП на УСН платит 6% с доходов или 15% с доходов минус расходы, а на ОСНО — 13% НДФЛ плюс 20% НДС.
  5. Не нужны онлайн-кассы, роль кассы выполняет приложение «Мой налог». Для ИП и организаций, работающих с физлицами, онлайн-касса обязательна, ее покупка и обслуживание — весомые расходы.
  6. Больше клиентов, так как многим ИП и компаниям выгодно работать с самозанятыми, это уменьшает их налоговую нагрузку.
  7. Годовое ограничение дохода в 2,4 млн рублей — хороший вариант, когда вы начинаете деятельность. Если доход превышает 200 тысяч в месяц, значит пора переходить на УСН.

Минусы:

  1. Нельзя нанимать сотрудников, самозанятый должен работать сам. При масштабировании бизнеса и необходимости привлекать помощников нужно либо нанимать таких же самозанятых и ИП по договору подряда, либо регистрировать ИП или ООО и брать работников в штат.
  2. Нет социальных гарантий — самозанятый не получает оплачиваемых отпусков и больничных.
  3. Период самозанятости не учитывается в трудовом стаже из-за отсутствия обязательных страховых взносов.
  4. Нельзя учитывать и вычитать расходы. Для бизнеса с большими расходами на материалы (например, в производстве) это невыгодно, уменьшить налог за счет расходов не получится.
  5. Самозанятость пока что эксперимент, этот налоговый режим действует до конца 2028 года. Но учитывая его популярность, есть надежда на продление.

Один из спорных моментов — ежемесячная оплата налогов. Некоторые считают это минусом, ведь ИП могут платить налоги раз в квартал или в год. Но давайте посчитаем. Если самозанятый получает 200 тысяч рублей в месяц, то 4% налога составит 8 тысяч. Заплатить 8 тысяч, если получил 200 — несложно, тем более когда налог считает программа, и нужно только нажать кнопку «Оплатить».

А если платить раз в квартал? Те же 200 тысяч ежемесячно за 3 месяца превратятся в 600 тысяч, и 4% налога будет уже 24 тысячи. Еще ощутимее разница при оплате раз в год — с годового дохода в 2,4 млн 4% налога составит 96 тысяч рублей. Без накоплений оплатить такую сумму с месячного дохода в 200 тысяч уже сложнее. Поэтому ежемесячная оплата как раз удобнее.

Если не знаете, какое решение принять, посчитайте на цифрах — это простой и убедительный способ. Цифры — вещь упрямая.

Заключение

На сегодня предлагаю остановиться. Спасибо большое за вопросы и активное участие в марафоне! Завтра в это же время мы обсудим работу самозанятого с расчетным счетом, первичные документы и использование помещения для офиса. Всего доброго, удачи и до завтра! Жду ваших вопросов.

Далее: работа самозанятого с расчётным счётом, отчётными документами и помещением для офиса→

Полезные материалы от Татьяны Дубас:

Оставить комментарий Распечатать
Татьяна Дубас
Татьяна Дубас Бухгалтер-эксперт

Бухгалтер, экономист и юрист. Ведет собственный бизнес и образовательные проекты для бухгалтеров.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте