Государственный кадастровый учет земельных участков

Размер шрифта:

Государственный кадастровый учет — это внесение сведений в Единый реестр недвижимости (ЕГРН). Запись в ЕГРН подтверждает существование объекта недвижимости и содержит его характеристики.

Навигация

Для чего предназначен кадастровый учет участков

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения. Характеристики объекта указаны в ЕГРН, государственный земельный кадастр — это единый реестр, который ведет государство.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Внесение в ЕГРН объекта осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

В настоящее время государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если проводится оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Как осуществляется учет

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для учета, к ним относятся:

  • сделки по отчуждению имущества;
  • наследование;
  • акты суда;
  • документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности;
  • технический план.

В настоящее время постановка на кадастровый учёт земельного участка через МФЦ осуществляется бесплатно. Для этого заявитель обращается к специалисту МФЦ с пакетом документов.

Сотрудник самостоятельно составит заявление в Росреестр по единой форме:

К заявлению прикладывают документы:

  • паспорт гражданина;
  • доверенность (если обращается представитель);
  • документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.

Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.

Законом установлен срок постановки на кадастровый учет земельного участка — семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.

Конечным результатом государственной услуги является внесение записи или изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в 12 графе заявления.

Законом разрешена постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в кадастре в Москве и по всей РФ как через МФЦ, так и дистанционно. Для дистанционной отправки документов потребуется ЭЦП.

Как дистанционно внести в ЕГРН объект недвижимости

На официальном сайте Росреестра доступна государственная регистрация земельных участков в системе государственного кадастра недвижимости онлайн.

Для прохождения всей процедуры вы должны провести межевание и по окончанию работ получить технический план. Он выполняется в цифровом формате xml с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.

Вот пошаговая инструкция, как поставить на кадастровый учет земельный участок дистанционно:

Шаг 1. На главной странице портала выберите раздел «Зарегистрировать недвижимость».

Шаг 2. Выберите вкладку «Подать заявление о государственном кадастровом учете».

Шаг 3. Пройдите авторизацию через Госуслуги и выберите раздел «Постановка на государственный кадастровый учет».

Шаг 4. Заполните сведения о заявителе. Система вносит данные автоматически из личного кабинета госуслуг.

Шаг 5. Заполните сведения об объекте недвижимости. Для постановки на кадастровый учет здания выберите вид объекта. Если регистрируют земельный участок, вместо здания выбирают другой объект.

Шаг 6. Прикрепите техплан и иные необходимые документы.

Шаг 7. Подпишите документ электронной подписью и отправьте заявление.

Причины приостановки или отказа в процедуре

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца. За это время необходимо донаправить документы или исправить в них ошибки. После исправления замечаний государственный кадастровый учет и регистрация права собственности земельного участка происходят в стандартном порядке.

Причиной для отказа служит только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Что такое наложение земельных участков и как это исправить

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными, и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит технический план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается технический план, составленный с изменениями. Ошибку исправляют путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

Если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка.

С какими ошибками можно столкнуться при внесении сведений в ЕГРН

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН содержат неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправляют такую ошибку на основании заявления собственника, решения суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан внести изменения в течение 5 рабочих дней.

Дачная амнистия продлена: что успеть до 2026 года

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на жилые дома или хозяйственные строения.

ВАЖНО!
Период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2026. Для постановки на учет достаточно технического плана. Разрешения на ввод в эксплуатацию, на строительство и пр. не требуется.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые подтверждают ваши права: акт госоргана или выписка из садовой книги.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

Мичиганин Олег Юрисконсульт

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.