Минифин России разъяснил всем юристам, а также остальным заинтересованным лицам порядок уплаты пошлины за обращение в арбитражный суд. Чиновники рассказали, как следует определять размер госпошлины, в том числе при уплате ее ответчиком.
Навигация
Что случилось?
Минфин России опубликовал письмо от 16 августа 2018 г. № 03-05-06-03/52611, в котором разъяснил всем участникам судебных процессов, когда и в каком размере государственную пошлину за обращение в суд должен уплатить ответчик. Чиновники считают, что если истец освобожден от уплаты госпошлины, то ответчик обязан уплатить ее после рассмотрения дела в размере, пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
Порядок определения госпошлины за обращение в суд
При обращении в арбитражный суд организация-истец должна самостоятельно определить цену иска. В нее в силу требований подп. 2-4 п.1 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ подлежат включению также все указанные в исковом заявлении:
- сумма требований;
- суммы неустойки (штрафов, пеней);
- проценты за пользование деньгами.
Если истец неправильно определит цену иска, то арбитражный суд должен определить ее самостоятельно. Государственная пошлина за обращение в арбитражный суд зависит от этой величины. Если истец в ходе рассмотрения дела увеличит размер исковых требований, то он должен доплатить недостающую сумму госпошлины в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 статьи 333.18 НК РФ. Если размер исковых требований, наоборот, был уменьшен, то истцу подлежит возврату сумма излишне уплаченной им госпошлины в порядке, определенном нормами статьи 333.40 НК РФ. Если суд при рассмотрении дела в зависимости от обстоятельств выйдет за пределы заявленных истцом требований, то размер госпошлины также подлежит пересмотру. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований.
Поэтому, если истец, который освобожден от уплаты госпошлины, обратился в арбитражный суд и выиграл спор, суд возлагает обязанность оплатить госпошлину на ответчика. При этом определение ее размера должно происходить по этим правилам.
Кроме того, специалисты Минфина обратили внимание на то, что по нормам Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ судебная власть в России самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Поэтому, законность судебных постановлений, в том числе и по вопросам уплаты госпошлины, может проверить и отменить только вышестоящий суд.