Президент запретил выращивать ГМО-продукцию в России

Размер шрифта:
Президент России подписал закон, запрещающий разведение и выращивание в России генно-модифицированных организмов. Такая продукция теперь может быть только ввезена в страну. За отечественные ГМО предусмотрены крупные штрафы.

Навигация

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности". З

аконопроект № 714809-6

 приняли 

на последнем перед каникулами и завершением работы нижней палаты парламента текущего созыва заседании, депутаты Государственной Думы

. Документ был разработан Правительством РФ с целью упорядочивания распространения ГМО-продукции.

Суть инициативы

Законопроектом установлен полный запрет на выращивание и разведение любых растений и животных, у которых с использованием методов генной инженерии была изменена генетическая программа. Исключение сделано только для выращивания и разведения таких организмов в научных целях. Нарушителей "разрешенного вида и условий использования" продукции ГМО ожидает административная ответственность. Должностные лица могут заплатить штраф в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, а их работодатели в 10 раз больше - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Ввоз в страну генно-модифицированных растений, животных, а также продуктов их переработки пока никто не запрещает. В соответствии с новыми правилами, у правительства будет право на введение такого запрета, при выявлении негативного воздействия на человека и окружающую среду той или иной ГМО-продукции. Это значит, что чиновники самостоятельно будут оценивать и фильтровать ввезенное ГМО по своим критериям. В настоящее время на генную инженерию в промышленном масштабе и импорт ГМО действует правительственный мораторий, однако никакого наказания за его нарушение закон не предусматривает. Равно, как и контроля за его соблюдением.

Запрет ГМО: за и против

За полный запрет развития любых технологий, так или иначе связанных с ГМО выступает министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Он считает, что отсутствие ГМО в российских продуктах, подтвержденное на законодательном уровне, сделает их более конкурентноспособными на мировом рынке. Речь не идет о здоровье российских потребителей, как можно было бы подумать, скорее министр думает о соперничестве с американскими и европейскими производителями, которые массово используют ГМО. Сами российские сельхозпроизводители, а, главное, ученые, с такой позицией не согласны. О чем они рассказывают

 журналистам. Генно-модифицированные растения и животные существуют в промышленных мировых масштабах уже более 30 лет. В России эта тема не так развита, как в США, однако сейчас идут различные разработки в этой области. При этом генная инженерия, оказавшаяся под запретом, служит не только сельскому хозяйству, но и другим отраслям, например, медицине.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФAO) давно признала методы ГМО неотъемлемой частью сельскохозяйственной биотехнологии. Прямой перенос генов, отвечающих за полезные признаки, во всем мире считают естественным развитием селективных работ над растениями и животными. Одним из направлений применения трансгенных растений является повышение их урожайности за счет увеличения устойчивости к вредителям. Посадка таких сельхозкультур не требует применения пестицидов, поэтому продукция получается более безопасная для потребителей и более дешевая для сельхозпроизводителей. Надо отметить, что американские фермеры постоянно используют только трансгенные семена для получения урожая. ГМО нового типа уже неотличимы от обычных растений, а по законам США такие растения и животные уже не регистрируются как ГМО.

Директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда

[C=1764]

Ученые, в большинстве своем, настаивают, что ни для почвы, ни для человека нет разници модифицировано растение или нет. Почва просто питает растение и не имеет значение, какой мутации оно оказалось подвержено - естественной или искусственной. Человеческому организму также все равно какое ДНК он переваривает в пищеварительной системе. Любое разрушается одинаково - настаивают эксперты. В селекции и генетике известны более небезопасные для человека методы отбора, например радиационный мутагенез, которые никто, тем не менее не запрещает. Эксперты и ученые уверены, что новый закон нанесет ущерб не только фермерам и себестоимости их продукции, но и науке в целом. Российские технологии в этой области и так отстают от западных, а запрет откинет их на несколько десятилетий назад. Ведь отечественная наука заложница рыночных отношений. Она работает над тем, за что ей платят. Ученые не захотят работать над проектами, которые окажутся невостребованными на российском рынке. А это значит, что под угрозой окажется не только ГМО-продукция, но и рекомбинантные безопасные медицинские препараты и вакцины,в основе которых также лежит генная инженерия.

Перспективы для бизнеса

Бизнес однозначно заинтересован в развитии собственных технологий, а не в перепродаже ввезенных западных ГМО-продуктов. Ведь адаптация генетических кодов растений и животных по сути является более дешевой альтернативой селекции. Генетически модифицированные культуры имеют несомненные "хозяйственные" достоинства и низкую себестоимость, что привлекает к ним как фермеров, так и ритейл. В настоящее время, даже без прямых запретов, доля продуктов с ГМО отечественного производства довольно невелика. Она составляет всего 2,5% от общего продуктового рынка. С учетом финансового кризиса, инфляции и падения благосостояния россиян, спрос на более дешевые продукты может стремительно вырасти. И эту нишу заполнят производители из-за рубежа. Именно этим объясняют эксперты отсутствие полного запрета на импорт и продажу в России продукции ГМО.

Российским же аграриям придется развивать селекцию и наращивать производство пестицидов, гербицидов и минеральных удобрений, чтобы повышать урожайность своих культур. Только смогут ли они конкурировать с дешевой иностранной продукцией, остается неизвестным.


Биржевой Николай