658

Знакомимся с изменениями Гражданского кодекса ~ (решения собрания)

Размер шрифта:

В результате изменений в Гражданский кодекс внесена совершенно новая глава – глава 9.1. «Решения собраний».

В целом, почти все указанные в ней нормы и так уже были указаны в различных специальных законах (Закон об акционерных обществах, закон об обществах с ограниченной ответственностью), однако законодатель принял решение систематизировать и придать им общий характер, чтобы иметь регламентацию любого собрания, чье решение носит гражданско-правовые последствия. 1. Общие требования к проведению собрания отражены в статье 181.2. Гражданского кодекса. Указанные требования:

  • устанавливают правило о кворуме собрания (50% от общего числа участников);
  • разрешают проводить собрание путем заочного голосования;
  • определяют требования к форме и содержанию протокола о принятии решения собрания.

2. В части оспаривания решения собрания установлено, что по общему правилу недействительное решение собрания является оспоримым (ст. 181.3). Среди оснований для признания недействительным решения собрания указаны, в числе прочего, следующие основания ( ст. 181.4.):

  1. допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
  2. у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
  3. допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
  4. допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Из указанного особый интерес вызывает пункт 3 – нарушение равенства прав участников собраний. Представляется, что данный пункт сформулирован весьма широко, и при недобросовестном применении может стать опасным оружием в руках правоприменителей. 3. Законодателем предусмотрена возможность «исцеления» оспоримого решения в некоторых случаях. Так, установлено, что «решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда». 4. Общими (и по большей части скопированными с Закона об АО) являются и правила об оспаривании. Так, само решение вправе оспорить в суде участник, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. В том же случае, если участник голосовал за принятие решения или воздержался, он вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено. При этом (сравните с п. 7 ст. 49 Закона об АО), решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица. 5. Установлены специальные сроки для оспаривания решения собрания. Общий срок равняется шести месяцам со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Обращаю внимание на широкую трактовку последней оговорки. Теоретически (в отличие от пресекательного десятилетнего срока для оспаривания недействительной сделки), этот срок может длиться и длиться и длиться. 6. Очень интересные материальные нормы установлены в части оспаривания решения. Так, установлено, что лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Возникает любопытный вопрос – каковы последствия такового неуведомления? «Голая» ли это обязанность (т.е., не подтвержденная санкцией) или суды, например, сочтут такое уведомление родом претензионного порядка и будут требовать его соблюдения при подаче иска? Еще одна важная особенность введена в целях последующей правовой экономии. Так, участники соответствующего сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными. Прежде всего, стоит заметить, что данной нормой возможно пользоваться и недобросовестной стороне, например, инициировать поспешный иск от «своего» участника, чтобы другой стороне пришлось присоединяться и раскрывать карты. Во-вторых, что такое «уважительные причины обращения»? Причиной обращения в любом случае будут нарушения закона при проведении. Получается, что законодатель разделяет все нарушения на обычные (не уважительные), при которых суд не даст вторично подать иск и вопиющие (уважительные), при которых вторичное обращение будет возможно. Последствием же признания оспоримого решения собрания недействительным, становится его недействительность с момента принятия. 7. Помимо правил об оспоримости, законодатель устанавливает ряд случаев, когда решение собрания является ничтожным (если иное не будет прямо оговорено законом). К этим случаям относятся:

  • решения, принятые по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники сообщества;
  • решения, принятые при отсутствии необходимого кворума;
  • решения, принятые по вопросам, не относящимся к компетенции собрания;
  • решения, противоречащие основам правопорядка или нравственности.

Последний пункт, опять же, закладывает возможную мину. Что это за решения? Да и возможно ли вообще представить гражданско-правовое решения собрания, которое бы при этом еще и противоречило основам правопорядка и нравственности? Не станет ли эта норма дубинкой для нечистоплотных участников собрания? Ответ, опять же, даст только судебная практика.
Статьи цикла: