Законопроект о более простом и безопасном использовании электронной подписи прошел первое чтение в Госдуме. Депутаты разрешат гражданам и бизнесу применять один электронный сертификат для разных ведомств и усилят его защиту.
Что случилось?
Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона N 747528-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи», авторами которого являются члены Совета Федерации и депутаты Госдумы. Они предложили дать пользователям возможность применять один квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи при работе с различными интернет-площадками. Проверять электронные подписи будут специальные организации. Законопроект входит в пакет законопроектов по совершенствованию правовой базы национального проекта «Цифровая экономика».
Простота
В настоящее время пользователи электронных услуг вынуждены использовать разные квалифицированные сертификаты ключа проверки КЭП при обращении в различные ведомственные системы: для каждой системы установлены свои требования к содержанию сертификата.То есть та подпись, которая подходит для налоговой службы, не подойдет для Пенсионного фонда или Росреестра. Это не только создает неудобства пользователям, но и заставляет их нести дополнительные расходы, если требуется усиленная квалифицированная ЭПЦ.
Авторы законопроекта предлагают запретить всем участникам электронного взаимодействия, в том числе государственным органам и службам, ограничивать возможность использовать КЭП на их площадках. Такие ограничения после принятия поправок могут быть установлены только Федеральным законом об электронной подписи. Таким образом парламентарии намерены устранить бюрократическое препятствие и облегчить бизнесу и гражданам работу с разными порталами.
Безопасность
Авторы инициативы предлагают сократить срок действия аккредитации удостоверяющих центров (УЦ). Сейчас аккредитация действует 5 лет, после принятия поправок это будет 3 года. Более короткий срок можно будет, как и сейчас, указать в заявлении на аккредитацию. Для получения аккредитации УЦ должен будет иметь:
- минимум 1 млрд рублей собственных средств (капитала);
- при наличии у УЦ одного или нескольких филиалов или представительств не менее чем в 3/4 субъектов РФ будет достаточно 500 млн рублей.
До сих пор для аккредитации УЦ требовался собственный капитал в размере не меньше 7 млн рублей, то есть порог вырастет значительно. Если у УЦ в течение трех лет до подачи заявления была досрочно прекращена предыдущая аккредитация, он не получит аккредитацию. Также законопроектом предусмотрены и другие ужесточения требований к аккредитации.
К проверке подлинности сертификатов электронных подписей теперь также будут относиться более серьезно. Это связано с многочисленными случаями мошенничества при продаже квартир. Законопроект предусматривает, что будут созданы специальные организации, которые станут доверенными третьими сторонами. В число обязанностей таких организаций войдет:
- подтверждение подлинности и действительности документов, необходимых для оформления электронных подписей;
- проверка, все ли сертификаты, задействованные при подписании электронного документа, отвечают требованиям законодательства;
- проверка полномочия участников электронного взаимодействия, в частности владельцев ЭПЦ.
Как пояснил журналистам ТАСС Председатель Госдумы Вячеслав Володин (один из авторов инициативы):
Все это позволит повысить качество работы удостоверяющих центров и минимизировать случаи мошенничества с использованием электронной подписи.
Ко второму чтению текст законопроекта может измениться, так как сейчас в него вносят поправки все участники законодательного процесса.