Участники внешнеэкономической деятельности обязаны придерживаться установленных правил в валютной сфере. Разберем, как валютный контроль обеспечивает соблюдение законодательных норм.
Навигация
Что такое валютный контроль
Функционирование валютной сферы координируется Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Из текста законодательных норм следует, что валютный контроль (который будем называть ВК) — это проверка выполняемости валютных правил, полноты и точности учетных и отчетных данных при осуществлении операций с валютой.
Под валютный контроль подпадают сделки, имеющие отношение к валюте и ценным бумагам: покупка, продажа, ввоз, вывоз, перевод. Регулируется деловое сотрудничество между:
- резидентами и нерезидентами;
- резидентами;
- нерезидентами.
Если одна из сторон, участвующих в транзакции по оплате товаров или услуг, является иностранцем (компания или физлицо), то невозможно избежать надзорных процедур.
Контроль осуществляет:
- правительство РФ;
- органы ВК (Центробанк, таможня, налоговая);
- агенты ВК (уполномоченные банки, профучастники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «ВЭБ.РФ»).
Процесс валютного контроля начинается на этапе осуществления банковских операций. Банки обязаны информировать о нарушениях Центральный банк, проводить проверку выявленных отклонений. Применение санкций входит в круг полномочий налоговых органов.
Законодательство в сфере валютного контроля
Законодательная база включает в себя:
- ФЗ № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы;
- акты органов валютного регулирования;
- международные договоры, условия которых не противоречат Конституции РФ.
Поскольку валютный контроль начинается с банковского перевода за рубеж (или в обратном направлении), рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.
Помимо указанных нормативных актов, ФНС при проведении мероприятий ВК проверяет соблюдение требований Постановлений Правительства РФ от 28.12.2005 № 819, от 12.12.2015 № 1365, от 17.02.2007 № 98 (Приказ ФНС от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278@).
Виды наказаний за валютные нарушения перечислены в ст. 15.25, 19.4, 19.7 КоАП и ст. 193, .
В условиях последних тенденций политических взаимоотношений на международной арене следует принять во внимание:
- Указы президента РФ от 08.08.2022 № 529, от 15.10.2022 № 737; от 22.05.2023 № 364, от 06.02.2023 № 72, от 01.03.2022 № 81, от 28.02.2022 № 79;
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433.
Цели и задачи валютного контроля
ВК нацелен на обеспечение законности сделок с иностранными денежными единицами. Исходя из поставленной цели, перед контролирующими инстанциями стоят задачи:
- контролировать поступление иностранной валюты и управлять ее оборотом на территории России;
- проверять объем и достоверность данных, отраженных в учете и отчетности участниками ВЭД;
- устранять выявленные нарушения;
- привлекать правонарушителей к ответственности.
Важные понятия в сфере валютного контроля
Терминология участников ВЭД включает в себя специальные слова:
- валюта — наличные банкноты и монеты и средства на счетах в банках. Следует различать валюту РФ и иностранную;
- ценная бумага:
- внутренняя — выпущена в РФ, номинал указан в рублях, удостоверяет право на валюту РФ;
- внешняя — если не обладает признаками внутренней;
- валютные ценности — инвалюта и внешние ценные бумаги;
- резиденты:
- граждане РФ;
- иностранные граждане и лица без гражданства с видом на жительство;
- российские юрлица и их подразделения на территории других государств;
- официальные структуры РФ;
- РФ, субъекты РФ, муниципальные структуры, являющиеся участниками международных отношений;
- нерезиденты:
- физлица, не имеющие резидентства;
- иностранные юрлица и организации, их обособленные подразделения;
- аккредитованные в РФ официальные структуры других государств;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постпредставительства в РФ;
- иностранные юрлица, подпадающие под действие ФЗ от 03.08.2018 № 290-ФЗ;
- иные структуры, не попадающие под статус резидента;
- уполномоченный банк — кредитная организация РФ, которая имеет разрешение Цетробанка на операции с иностранными валютными средствами;
- валютные операции:
- покупка, продажа валютных ценностей;
- осуществление расчетов с помощью валютных ценностей;
- ввоз, вывоз с территории страны валютных ценностей;
- перевод между своими счетами в банках, находящихся на территориях разных государств.
Валютный контроль и разрешенные операции
Что касается взаимоотношений нерезидентов, то для них не устанавливается запретов и лимитов по переводу валюты, если:
- банки находятся за границей РФ;
- рассчитываются без открытия банковских счетов с учетом предельного размера наличных расчетов и один из банков расположен на территории РФ;
- банковские счета открыты на российской территории в уполномоченных банках и не нарушается порядок открытия и ведения таких счетов (положение от 04.05.2005 № 269-П).
Не ограничиваются действия нерезидентов с внутренними ценными бумагами на российской территории, если соблюдаются требования ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ и от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
Резиденты свободны в открытии счетов и вкладов в уполномоченных банках. Необходимо соблюдать инструкцию от 30.06.2021 № 204-И, нормы Положений от 29.06.2021 № 762-П и ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ.
Расчеты резидентов не лимитируются по договорам факторинга, по оплате денежных требований на условиях внешнеторговых договоров.
Ввоз и вывоз валютных единиц, дорожных чеков, ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении обязательных условий ЕАЭС и ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Ограничения, связанные с валютным контролем
На расчетные операции между резидентами установлен запрет. Под исключение попадают валютные переводы:
- если счета открыты на территориях различных государств;
- в зонах беспошлинной торговли, с пассажирами в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- между комиссионерами в рамках договоров, заключенных с нерезидентами;
- экспедиторов по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера), страхования грузов;
- по внешним ценным бумагам на организованных торгах, если ценности учтены в депозитариях РФ;
- по обязательным платежам (налогам, сборам и др.) в иностранной валюте;
- по заграничным командировкам, по работе с разъездным характером;
- по исполнению бюджетов РФ;
- на осуществление деятельности официальных структур РФ, находящихся за ее пределами;
- с физическим лицом в пределах 5000 долларов за один банковский день по переводу валютных денежных единиц из России;
- физических лиц в Россию;
- между транспортными организациями и пассажирами;
- между супругами или близкими родственниками;
- по обеспечению исполнения обязательств;
- по заработной плате;
- связанных с наследованием;
- по страховым выплатам.
Резиденты и уполномоченные банки взаимодействуют без ограничений по операциям, попадающим под статус банковских в силу ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1.
В условиях политических санкций введены ограничительные меры (Указы № 79 и 81):
- по займам в иностранной валюте;
- по размеру обязательной продажи валютной выручки;
- запрет на вывоз валюты свыше 10 000 долларов;
- не допускается зачисление иностранной валюты на иностранные счета;
- запрет на использование иностранных электронных кошельков;
- покупка и продажа ценных бумаг и недвижимости недружественных стран осуществляется по специальному разрешению.
Валютный контроль в банке
Суть банковского ВК заключается в исследовании материалов клиентов по операциям в валюте.
Сотрудники банка проверяют правильность оформления документов, наличие в них обязательных условий, своевременность предоставления участниками ВЭД копий грузовых таможенных деклараций, контролируют соответствие количества ввозимого товара данным договора. В итоге банк делает вывод о законности совершаемых сделок и выполнении участниками своих договорных обязательств.
Банковский надзор распространяется на:
- резидентов — юридических лиц, ИП и физических лиц;
- нерезидентов — юридических лиц и ИП.
Срок для подачи документов ограничивается 15 рабочими днями с даты зачисления инвалюты на транзитный счет. Проверяемый атрибут — код вида проводимой операции (приложение 1 к инструкции № 181-И).
Перечень информационных источников, необходимых для проверочного мероприятия, содержит приложение 2 к инструкции № 181-И.
Исследуются договоры между резидентами и нерезидентами, предусматривающие расчет через счета резидента в уполномоченных банках или банках-нерезидентах:
- агентские, комиссионные, поручения, результатом которых является вывоз или ввоз товаров;
- связанные с ГСМ, материалами (кроме запчастей и оборудования) для транспортных средств в пути или пунктах временной остановки;
- связанные с результатами интеллектуальной деятельности;
- аренды с условием выкупа;
- кредита, займа.
Сумма указанных договорных обязательств на дату заключения равна или превышает эквивалент:
- для импорта — 3 млн рублей;
- для экспорта — 10 млн рублей.
Экспортные или импортные контракты (договоры) ставятся на учет резидентом в уполномоченном банке. Проведение расчетных действий по таким договорам в других банках запрещено.
Чтобы постановить на учет, надо сообщить:
- общие сведения: вид контракта, дата, номер, валюта, сумма обязательств, дата завершения исполнения обязательств;
- реквизиты других участников сделки.
Ставя на учет, банк присваивает контракту уникальный номер. Учетные реквизиты (номер, дата) доводятся до клиента не позднее следующего дня.
Контракт снимается с учета, если наступило одно из событий:
- переход на обслуживание в другой банк;
- перевод долга на другого резидента, нерезидента;
- прекращение договорных обязательств.
Изменение информации в контракте влечет за собой предоставление в банк заявления о внесении изменений с указанием:
- уникального номера и содержания изменений;
- реквизитов документов-оснований;
- сведений, подлежащих корректировке;
- даты подписания заявления.
При постановке на учет контракта в банк предоставляются таможенные декларации (при обязательности декларирования), товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), акты приема-передачи, счета, счета-фактуры, иные коммерческие документы по контракту, выступающие основанием для принятия к бухгалтерскому учету.
В случае выявления нарушений банк возвращает документы с указанием даты и причины отказа в их принятии. Проверяемому лицу необходимо устранить замечания.
В ходе проверки банк формирует досье ВК, создаваемое в соответствии с внутренними регламентами.
По теме: все про НДС при экспорте
Какие документы запрашивают в рамках валютного контроля
Банки, как агенты валютного контроля, запрашивают документы и информацию, имеющие связь с проведенными валютными операциями, открытием и ведением счетов.
К таковым относят (ст. 23 ФЗ № 173-ФЗ):
- удостоверяющие личность;
- о государственной регистрации в качестве ИП, юрлица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- удостоверяющие владение недвижимым имуществом;
- удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций;
- уведомление об открытии счета (вклада) в банке за рубежом;
- основания для сделки, доверенности, сведения о торгах, подтверждающие факт приема-передачи и т. п., счета-фактуры, векселя;
- банковские выписки заграничных банков;
- таможенные декларации;
- паспорт сделки;
- подтверждающие заключение брака, степень родства;
- фиксирующие факт нахождения за пределами государства;
- договоры факторинга, страхования;
- подтверждающие правомерность ведения предпринимательской деятельности на территории иностранного государства;
- по исполнению или прекращению внешнеторговых договорных обязательств между резидентами и нерезидентами.
Функциями органа ВК наделены налоговые органы (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). В рамках своих полномочий ФНС обязывает резидентов предоставлять:
- уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в зарубежных банках;
- отчеты о движении средств на этих счетах.
Уведомления не обязательны, если с другими государствами осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Перечень территорий публикуется на сайте ФНС.
Актуальное: нужен ли паспорт сделки в этом году?
Нарушения в сфере валютного контроля
Виды нарушений валютного законодательства приведены в ст. 15.25 КоАП:
- незаконность операций, то есть осуществление действий, не разрешенных законом, или невыполнение некоторых его требований. Например, покупка иностранной валюты без участия уполномоченных банков;
- игнорирование требований об отправке в ИФНС отчета о переводах денежных средств;
- нарушение сроков отправки или формы уведомления об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке;
- неполучение на банковские счета валюты за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности);
- невыполнение обязанностей по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору между резидентом и нерезидентом;
- нарушение сроков по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам авансам;
- непредоставление в уполномоченный банк учетных и отчетных форм, подтверждающих документов.
Размеры штрафных санкций ранжируются в зависимости от вида нарушения и статуса нарушителя (юридическое, физическое лицо или ИП).
К нарушениям, допущенным в валютной сфере в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года и вызванных ограничительными мерами недружественных стран, не применяются штрафные санкции (письмо ФНС от 08.08.2022 № ШЮ-4-17/10279@).
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365
Приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
Федеральный закон от 03.08.2018 N 290-ФЗ
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81
Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ
Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529
Указ Президента РФ от 15.10.2022 N 737
Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433
Указ Президента РФ от 06.02.2023 N 72
Указ Президента РФ от 22.05.2023 N 364
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ